Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Die Tageszeitung" (Германия): Маг, мышь или монстр?

"Die Tageszeitung" (Германия): Маг, мышь или монстр?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Путин дал России надежду. Немецкая пресса оценивает нынешнюю ситуацию в России по итогам первого года президентства Владимира Путина.

Путин дал России надежду. Немецкая пресса оценивает нынешнюю ситуацию в России по итогам первого года президентства Владимира Путина.

Такое еще никому не удавалось. Владимир Путин руководит страной уже год, а народ продолжает бодро следовать за ним. В огромной империи, где люди привыкли брюзжать, почти не слышно ворчания. Наоборот, последние опросы свидетельствуют, что президенту доверяют 70% граждан - тенденция роста.

Впрочем, за последний год всеми обожаемый человек добился не так уж и многого. Его народ называет в качестве важнейшего события года трагедию с атомной подводной лодкой "Курск". Владимир Путин показал себя тогда не с лучшей стороны. Прошло несколько дней, прежде чем президент прервал в августе свой отпуск, который он проводил в Крыму, чтобы предстать перед общественностью и членами семей погибшего экипажа. До сих пор неизвестны причины катастрофы, не исключается, что они просто замалчиваются. И, тем не менее, ни один политик не пользуется большим доверием, чем ВВП - Владимир Владимирович Путин. Женщины назвали его даже "секс-символом 2000" России. Он не пьет и не курит, занимается спортом, любит свою жену и детей. "Чего ты еще хочешь", - говорит, выражая мнение многих, одна избирательница. Женщина помоложе призналась, что она испытывает страх перед ним, а потому, мол, желает его. После старика Бориса Ельцина, который в конце 1999 года неожиданно ушел в отставку и короновал в качестве своего наследника неизвестного бывшего главу спецслужбы, в Кремле теперь сидит человек, трезвое поведение которого вселяет русским большую уверенность. Прежде всего, женщинам, которые разным выскочкам - семь бед один ответ - предпочитают, как они предполагают, настоящего человека. Патриархат и патернализм в России - вещи, отнюдь, не предосудительные. Главное, чтобы были выполнены обещания┘

Рецепт под названием "надежда"

Судя по всему, Путин соответствует этим критериям. Он дал россиянам надежду, поясняет социолог, занимающийся изучением общественного мнения Юрий Левада. Впервые за последние 20 лет они вновь гордятся первым человеком государства. Благодаря ему они избавились от комплекса неполноценности, вновь обрели чувство собственного достоинства. Оснований для этого достаточно, пусть они и выглядят малозначащими. Даже запланированное разрушение космической станции "Мир" стало еще одним поводом с гордостью вспоминать о "космической державе". Путин, разумеется, не смог вернуть России прежний статус действительно мировой державы, но Москва и не является предметом насмешек, как это было в последние годы правления Бориса Ельцина.

Одним словом, успех Путина это поучительный опыт того, как в заброшенной лаборатории материализма дух может брать верх над материей. Нельзя сказать, что в полном объеме. Правление и распределение благ президенту облегчили высокие цены на нефть и сбалансированный государственный бюджет. Не требовалось его участие, ему не нужно было проводить решительные реформы. В связи с этим еще до сих пор неясно, в какую же сторону он намерен повернуть Россию.

Все выглядит довольно противоречиво. Кто он - волшебник, мышь или монстр, гадали наблюдатели, когда Путин пришел в Кремль. С тех пор стало ясно: он един в трех лицах. Он маг, что касается народной души, боязливая мышь - в части касающейся реформистских решений. Но он и мрачный современник, если вспомнить о войне в Чечне, которую называет мирной миссией, если говорить о притеснении независимых средств массовой информации, как это происходит с телеканалом НТВ, принадлежащим группе "Медиа-Мост", что, по словам президента, является последовательной реализацией требований правового государства. До сих пор известен лишь один документально зафиксированный "путь Путина". Он находится в небольшом городке Изборск, что в Псковской области. После посещения городка президентом местные власти мгновенно открыли в его честь "тропу паломника", по которой ходили ноги главы государства.

В остальном же все остается неясным. Реформы, продекларированные летом прошлого года министром экономики (так в тексте. - Прим. пер.) Германом Грефом, остаются нереализованными. Остается дожидаться создания жизнеспособной банковской системы. Законы, призванные надежнее защитить частную собственность и инвестиции, пока остаются проектами. Попытка снять все ограничения на покупку и продажу земли закончилась ничем. Так и не продвинулась реформа местного самоуправления, которая помогла бы разгрузить государственный бюджет, а местное управление превратить в эффективно работающие хозяйства. У Путина хорошие тылы - поддержка 70% граждан, поддерживающих его, потому он мог бы пойти на непопулярные меры. К тому же у него ручная Дума, которая может услужливо принять необходимые законы.

Вместо того, чтобы действовать, он дает поручение недавно созданному, но уже нежизнеспособному Государственному совету, в который входят представители регионов, разработать программу развития на период до 2010 года. Руководить разработкой документа поставлен депутат от коммунистов экономист Сергей Глазьев. Программа будет значительно отличаться от проекта, подготовленного группой Грефа. Люди, посвященные в подробности, утверждают, что замедление имеет причины технического и правового характера, но, отнюдь, не политического. Быть может, разработка стратегии 2010 это всего лишь трудовая терапия? Или все же старый советский гимн, введенный Путиным в декабре прошлого года, это нечто большее, чем ностальгия о прошлом? На Западе президент это отрицает, дома же этого никто не может понять.

Рецепт медлительности

Путин медлит по различным причинам. Он не только лишен видения будущего, но он к тому же боится ясных и понятных решений. Он ни с кем не хочет портить отношения. Это могло бы поставить под угрозу все то, на чем зиждется феномен ВВП. Так, он ушел в сторону от решения конфликта между министерством обороны и Генеральным штабом. В результате так и остановилась на полпути реформа армии, в которой она так нуждается. В начале своего президентства Путин протрубил начало молниеносной войны против самовластных губернаторов. Он отнял у них полномочия, удалил из верхней палаты парламента. Перед их носом он посадил семерых вновь назначенных супергубернаторов, которых наделил полномочиями наместников Кремля. Благодаря этим основательно проверенным доверенным лицам властитель может теперь держать под контролем ситуацию в самых отдаленных уголках империи. Все это преподносится как программа реформ. Ее девиз: "Создание строгой властной вертикали", "Диктатура закона". Недвусмысленный подтекст: вся власть Кремлю.

Полгода спустя, все снова изменилось. Оказавшаяся в седле бюрократия из центра занимается своими проблемами, губернаторы время от времени присягают на верность князю, в остальном же им никто не досаждает. Республиканские вельможи-автократы Татарстана и Башкирии даже захотели в третий раз занямать посты глав регионов. Лишенного власти губернатора Приморского края Евгения Наздратенко отблагодарили за недостатки в работе и криминальные дела доходной должностью председателя Комитета по рыболовству.

Наведение порядка? Реформы? О чем разговор. Полуфабрикаты - такова пока отличительная особенность эпохи Путина. Слабость Кремля, какой бы устрашающий вид она не принимала, по крайней мере, имеет своим следствием плюрализм элит. Поэтому движение вспять, в направлении диктатуры или авторитаризма, стране не угрожает. Кремль с трудом терпит даже "управляемую демократию" Сторонникам гражданского общества в России придется тяжело. Они не вписываются в представления Путина о сильном государстве. За его построение президент, видимо, будет бороться вплоть до окончания своего первого президентского срока.

Перевод: Владимир Синица