За три столетия, начиная с того момента, как Петр Великий заложил в его основание первый камень, нависающий над водами Финского залива Константиновский дворец, как и окружающая его страна, не раз переживал трудные времена. В этом месяце объявлено о выделении 150 млн. долл. США на реставрацию дворца, который будет служить величественной резиденцией президенту России Владимиру Путину при посещении им своего родного города Санкт-Петербург.
Путин - далеко не первый после свержения монархии в России российский руководитель, который перенимает царские атрибуты. Его предшественника, Бориса Ельцина, за его сильную личность частенько именовали "Царь Борис". Но Ельцину никогда не удавалось править по-царски в той манере, которая присуща Путину, - даже если последний иногда не совсем уверен, что делать с доставшейся ему властью. Избранный на президентский пост ровно год назад, Путин приобрел в политическом мире России такое доминирующее влияние, какого в последние 15 лет не было ни у одного из российских руководителей.
Если Ельцин имел дело с депутатами парламента, которые относились к нему настолько враждебно, что однажды ему даже пришлось посылать танки, чтобы обстрелять здание парламента, то Путин имеет покорную Государственную думу, которая в обычном порядке ратифицирует все, что бы он ни предложил. Если стареющий, больной Ельцин порой на несколько недель исчезал из виду, то Путин сделал себя неизбежной персонификацией государства, устраивая в Кремле ежедневные совещания с приглашением фоторепортеров, чтобы гарантировать, что он является единственным голосом, который действительно имеет значение для общественности.
"Президентская власть за прошедший год стала значительно более сильной, заявил Егор Гайдар, который при Ельцине одно время исполнял обязанности премьер-министра. - Путин контролирует парламентское большинство, а следовательно, обыкновенно имеет возможность претворять в жизнь собственные идеи. Это очень существенно отличает его от предыдущего руководителя. Он также принял меры к тому, чтобы лишить региональных лидеров неограниченных властных полномочий".
Однако некоторые политики, признавая тот факт, что Путину удалось - после 10 лет нестабильности посткоммунистического периода - восстановить определенный порядок, утверждают, что в структуре власти мало что изменилось. Да, губернаторы стали более вежливыми по отношению к Москве, но они по-прежнему правят в своих регионах как удельные князьки. Магнаты делового мира (так называемые "олигархи") в большинстве своем безнаказанно процветают. Бюрократия остается той силой, которая в значительной мере управляет повседневной жизнью общества. И, приобретая открыто никем не оспариваемую политическую власть, Путин пока еще доходчиво не объяснил, для чего она ему. Реформы, которые воодушевляли общество в годы правления Бориса Ельцина, а до него - последнего руководителя Советского Союза Михаила Горбачева, уступили приоритет восстановлению политического спокойствия. "Путин заявил, что сегодня хочет прекратить революцию, а не начинать новую, - сказал высший политический советник президента России Глеб Павловский.
С момента, когда прежде никому не известный Путин занял Кремль, новый российский президент, толкующий о демократии, но воскрешающий советские государственные символы и обрушивающийся на свободу прессы, является объектом нескончаемых дебатов как у себя дома, так и на Западе. Кто такой Путин? Однако по прошествии первого года Путин приобрел репутацию, которая позволяет отчетливо судить о его стиле руководства. В интервью с ключевыми политическими фигурами вырисовывается портрет руководителя, который жаждет власти, но не уверен, как правильно ею распорядиться.
На протяжении всего срока своего президентства, ориентированного на результаты опросов общественного мнения, Путин отдает большую часть своей энергии осуществлению проекта, который касается не шатающейся экономики страны и не создания гражданского общества, но укрепления собственного положения. Он вышвырнул из парламента своевольных губернаторов и заставил покинуть страну двух самых откровенно высказывавшихся олигархов. Он назначил нескольких своих сослуживцев по КГБ СССР на посты полномочных представителей президента в федеральных округах, чтобы осуществлять контроль за местными властями; разработал планы закрытия десятков политических партий; захватил в свои руки квазинезависимый канал телевизионного вещания и начал подготовку к захвату единственной в стране действительно независимой телевещательной сети. По данным Гайдара, федеральные власти, ранее контролировавшие менее половины всех правительственных фондов в России, в этом году, при Путине, смогли получить в свое распоряжение до 60%, что свидетельствует о крупном перераспределении ресурсов в пользу Центра.
Пожалуй, самой поразительной на сегодня особенностью правления Путина является отсутствие сколько-нибудь значительной политической оппозиции. Ориентирующиеся на Запад либералы откровенно и злобно его бичуют, как это было в начале нынешнего года на чрезвычайной конференции по правам человека, утверждая, что происходит "ползучий конституционный переворот", и осуждая путинскую "явную тенденцию к авторитаризму". Однако, имея возможность беспрепятственно высказывать свои суждения, они практически лишены реального влияния и не пользуются поддержкой общественности. У Путина, быть может, найдутся критики, но у него нет реальных соперников.
"Путин, в отличие от американского президента, не имеет оппозиции, - сказал независимый депутат Государственной думы Владимир Рыжков. - В российской политике всегда важнее степень лояльности, а не степень оппозиции". "Ответ прост, - сказал лидер реформистской партии "Яблоко" Григорий Явлинский. В данный момент думцы очень хотят голосовать так же, как хочет Путин". Явлинский, являющийся, пожалуй, самым выдающимся российским либералом, сам по себе очень интересен. Он решительно обвиняет Путина в попытке создать полицейское государство, однако же поддерживает связи с кремлевской администрацией в надежде, что сумеет повлиять на принимаемые решения. "Мы ведем с президентом диалог и в то же время мы с ним в оппозиции из-за попыток создания полицейского государства", - заявил Явлинский.
Насколько сильно влияние Путина в Государственной думе, ясно продемонстрировала случившаяся в начале текущего месяца странная, исходившая от Кремля провокация, которую аналитик московского Центра Карнеги Лилия Швецова назвала "искусственным кризисом". Созданная в поддержку Путина партия "Единство" шокировала Москву заявлением о своей поддержке предложения думской фракции коммунистов проголосовать за недоверие правительству - и не потому, что была настроена против путинского кабинета, но потому, что в случае принятия Государственной думой такого решения Путин будет иметь право распустить думу и назначить внеочередные выборы. Это была авантюра, автором которой очевидно является Павловский, этот коварный, словоохотливый политический консультант, который помог разработать стратегию восхождения Путина к вершинам власти. Выборы, по его мнению, лишь укрепят позиции Путина в думе. Однако рядовые думские депутаты от партии "Единство" возмутились при мысли о том, что могут потерять свои насиженные места, и партийные лидеры были вынуждены отступить.
Провал задуманного плана не обескуражил Павловского. "Рано или поздно вопрос о досрочных перевыборах Государственной думы снова всплывет на поверхность, а ключ к разрешению этой ситуации находится в руках у президентской стороны", - заявил он. Однако президент, воздержавшись от высказываний своего мнения по данной проблеме и оставив своих союзников самим расхлебывать заваренную ими кашу, внезапно покинул столицу для проведения незапланированного краткосрочного отпуска и катания на лыжах в Сибири.
Действительно, несмотря на то, что Путин сумел сосредоточить в своих руках значительную власть, он зачастую предпочитает ею не пользоваться. Что бы там ни говорили о его замашках нарождающегося деспота, Путин в течение своего первого года пребывания во власти несколько раз проявлял колебания в принятии важных решений, что породило новую группу вопросов. Он что, нерешителен или просто склонен к длительным размышлениям? Не желает тратить огромный политический капитал, который дают ему 70% голосов участников опросов общественного мнения, или не способен добиться своего даже тогда, когда высказался в определенном ключе? Потребовались целые месяцы, прежде чем Путин обратил внимание на отчаянные донесения с Дальнего Востока, где тысячи людей замерзали от нехватки энергетических ресурсов в эту рекордно холодную зиму, и уважил многочисленные призывы снять со своего поста губернатора Приморья Евгения Наздратенко. И даже тогда Путин в качестве утешительного приза нашел для Наздратенко работу в Москве, определив на должность главы Госкомитета РФ по рыболовству.
Путин также долго не решался выступать в роли третейского судьи в размолвках между соперничающими за право непосредственного доступа к президентскому уху влиятельными кланами: сначала в споре военных по вопросу о выборе наилучшей стратегии для вооруженных сил, а затем - в публичной ссоре между своим высшим экономическим советником и премьер-министром.
Внутри Кремля окружение Путина делится на три главных политических лагеря: первый составляют остатки ельцинских приближенных, которых в совокупности именуют "Семья" (в данное время этот лагерь возглавляет глава президентской администрации Александр Волошин); второй лагерь образуют давнишние соратники Путина по службе в КГБ СССР, в частности, заметной фигурой в нем является советник президента по безопасности Сергей Иванов; а в третий, наименее влиятельный лагерь входят сторонники министра торговли и экономического развития Германа Грефа.
Возможно, именно по этой причине Путин, рискуя навлечь на себя гнев либералов, явно не спешит довести до конца доставшиеся ему в наследство от Ельцина незавершенные реформы посткоммунистического переходного периода, от перестройки банковской системы до принятия нового Земельного кодекса. Исключение составляет новый Закон о налогообложении. "Наша главная задача - подтолкнуть правительство сделать что-то конкретное и полезное", - заявил бывший заместитель премьер-министра Борис Немцов. - К сожалению, в этой области ничего не сделано". Показателен был прошлый месяц, когда Путин направил на утверждение Государственной думы давно ожидавшийся законопроект о приведении принятого еще при коммунистическом режиме Уголовного кодекса РФ в соответствие с демократической Конституцией. В новом законопроекте записано положение о том, что для проведения обыска в жилище или содержания человека под стражей более 48 часов необходимо решение суда. Буквально через несколько дней после того, как этот законопроект был передан в думу, Путин попал под огонь резкой критики со стороны генерального прокурора и министра внутренних дел, которые решительно выступили против попыток ограничения полномочий правоохранительных органов. Путин, бывший полковник КГБ СССР, уступил и тут же отозвал свой законопроект. "Президент Путин допустил трагическую ошибку, отозвав свой законопроект", - заявил лидер думской фракции либерального Союза правых сил Виктор Похмелкин. - Путин продемонстрировал свою слабость и опять-таки свою зависимость от правоохранительных органов".
Для Павловского и других путинских советников ответная реакция скорее всего выльется в организацию очередной президентской кампании с целью повышения его влияния. Торможение реформ, утверждает Павловский, является результатом традиционно прочно укоренившейся российской бюрократии, которая стремится только гарантировать собственное выживание и мечтает о возврате к стабильности времен последних лет "холодной войны". "Они пытаются, - заявил он, - превратить Путина в Брежнева". Павловский признал, что даже популярный в народе президент многим рискует, когда во-время не принимает решения: "Доверие к Путину означает готовность ожидать. Но это не готовность ожидать вечно".
Перевод: Виктор Федотов