Нефть из Центральной Азии должна пойти на Запад по российско-казахскому трубопроводу. Турция получила удар поддых.
Когда громадный танкер проходит мимо Стамбула по Босфору, служащие органов судоходства двенадцатимиллионного города приходят в напряжение. Невозможно себе представить, что может произойти, если вдруг загорится заполненный до краев нефтью танкер. И это в проливе, ширина которого местами не превышает 600 метров и где один поворот следует за другим.
В ближайшие годы опасность подобного рода будет возрастать. Вчера в Казахстане был торжественно принят в эксплуатацию трубопровод, по которому нефть с новых месторождений центральноазиатской республики должна поступать в российский порт Новороссийск на Черном море. В конце июня в Новороссийске под загрузку должны встать первые танкеры, которые доставят нефть на Запад. При этом пойдут они через Босфор. А через него уже сейчас ежегодно проходят 50 тыс. торговых судов. В среднем это больше, чем через Суэцкий или Панамский каналы. Турция не может запретить проход судов через пролив, поскольку Босфор и Дарданеллы, отделяющие Малую Азию от Греции, являются международными водами.
Крепкая рука на нефтяном вентиле
Для Турции ввод в эксплуатацию трубопровода протяженностью 1580 километров от казахской нефтяной провинции Тенгиз до Новороссийска является ударом по самой болевой точке не только в связи с ожидаемым ростом танкерного флота, который будет следовать мимо турецких берегов. Вчера, в тот момент, когда премьер-министр Казахстана Касимшомат Токаев (Kasimschomat Tokajew) открыл в порту Атюрау вентиль и пустил в новый трубопровод первую нефть, Анкара потерпела первое ощутимое поражение в борьбе за влияние и за нефть в Центральной Азии.
Первопричиной всему было открытие в последние годы громадных запасов нефти в бассейне Каспийского моря. Предполагается, что запасы только тенгизского месторождения в Казахстане могут составлять до 9 млрд. баррелей нефти (1,3 млрд. литров). По оценке специалистов, запасы месторождений в другой нефтяной провинции Кашаган еще больше: до 10 млрд. баррелей (1,59 млрд. литров). К этому надо добавить неосвоенные месторождения в Азербайджане, Грузии и Туркменистане. Основной вопрос можно сформулировать так: как доставлять эту нефть из внутренних районов Центральной Азии на побережье, а затем - на рынки Запада. В последние годы обсуждался вопрос строительства трубопровода на Запад через Россию или Турцию, на Юг - через Иран и на Восток - через Китай.
При этом речь шла не только о решении, наиболее приемлемом с экономической точки зрения. Тот, кто контролирует трубопровод, тот может неплохо зарабатывать на пошлинах за транзит, а держа руку на нефтяном вентиле, - одновременно рассчитывать на политическое влияние в добывающих регионах и на Западе. Последние несколько лет Турция ищет сторонников строительства нефтепровода от столицы Азербайджана Баку через Грузию и до турецкого средиземноморского порта Джейхан. Однако проект не пошел дальше первоначальных прикидок. Американские нефтяные транснациональные корпорации, заинтересованные в эксплуатации каспийских месторождений, задались вопросом, а стоит ли выкладывать 4,3 млрд. долларов США на строительство трубопровода протяженностью 1700 километров. Строительство трассы Баку-Джейхан может быть начато не раньше 2005 года, а ведь со вчерашнего дня в эксплуатацию введен конкурирующий трубопровод-конкурент.
Американские интересы
Это лишь одна из проблем Турции. Проект строительства трубопровода позволял ей до сего дня надеяться на политическую поддержку США. Вашингтон хотел сорвать создание транспортного маршрута через исламский Иран и одновременно воспрепятствовать усилению влияния России в Центральной Азии как владелицы трубопровода. Однако теперь, после того, как американские нефтяные транснациональные корпорации (Шеврон, Экксон) вложили немало средств в новый российско-казахский трубопровод, встает вопрос, а будет ли Вашингтон и впредь противодействовать проекту. К этому следует добавить, что новый министр энергетики США Спенсер Абрахам (Spenser Abraham) в противоположность своему предшественнику Биллу Ричардсону (Bill Richardson) является противником строительства трубопровода Баку-Джейхан. Впрочем, нужно заметить: если запасы нефти столь велики, как это утверждают эксперты, то не будет лишним и второй нефтепровод.
Перевод: Владимир Синица