Понедельник, 26 марта 2001 года. Теперь это написано черным по белому - только для глаз Джорджа Буша-младшего (George W Bush) и читателей газеты The Washington Post. Мы (на этой стороне пруда) уже не так важны, потому что не так важна Россия: этот бывший публичный враг номер один постепенно перемещается в самый низ перечня главных угроз. Покажем вновь назначенному на роль Великого Сатаны Китаю крепкий кулак и отправим существенно обновленные вооруженные силы США курсом на тихоокеанский закат. Кажется, союзники несколько удивлены появлением доклада министра обороны США Дональда Рамсфельда (Donald Rumsfeld) о положении в мире за последние 60 суток, c которым сегодня был торжественно ознакомлен президент Буш-младший. Г-н Рамсфельд изложил существовавшие в Республиканской партии задолго до президентских выборов мнения. Его "доклад" - всего лишь способ подавить неизбежные протесты взбунтовавшихся главнокомандующих видов вооруженных сил США. Этот разворот - от Европы - навсегда. Москва ничего не значит. (В этом действительная суть послания, о котором сигнализировала проведенная на прошлой неделе в подчеркнуто обыденном ключе "чистка" Вашингтона от иностранных шпионов.) Москва слишком разорена, повергнута в хаос и нужду, чтобы о ней думать. А поэтому и мы также ничего не значим.
Разумеется, повороты такого рода могут выполняться чрезмерно резко. Но для того и существуют люди, подобные Колину Пауэллу (Colin Powell), - если генерал Пауэлл в настоящее время вообще там нужен - чтобы было кому пролить словесный бальзам на раны (союзников - прим. пер.). Правильные слова займут свое место в истории. Дальнейшие события несколько забрызгают грязью чистые линии политики. Но никому не следует обманываться в отношении того, что ничего фундаментального не происходит. Если расходы на оборону предназначаются для подготовки к ведению войн, тогда войны, которые собираются вести (или надеются избежать путем устрашения противника) Соединенные Штаты, будут специфически тихоокеанскими. Европе, пока она хмурит брови, придется самой о себе побеспокоиться (что само по себе вовсе не так плохо, ибо материальных средств для чего-то иного у нее все равно не будет).
Проще говоря, Пентагон меняет приоритеты в своем перечне угроз Америке. Ближний Восток - персонифицированный этим симпатичным медведем Шароном (Sharon), который поднял вверх два пальца в сторону Арафата (Arafat) и Саддама (Saddam) - заметно выделяется, ибо нефть стала наваждением. "Государства-изгои" (опять-таки Саддам, но посмотрите, как остерегаются Северной Кореи после того, как ушел из Белого дома Клинтон (Clinton)) также привлекают к себе навязчивое внимание. Но Китай, как сказал сам Рамсфельд, представляет наибольшую угрозу. Китай с его расцветающей экономикой и огромными людскими ресурсами сегодня занимает главное место в умах недавно пришедшей к власти администрации США. "Что это, очередная будущая сверхдержава? Ну, нет. Буш-младший с этим разберется.
И почему такое стало возможным? Прошлая администрация никак не могла выбрать ровную линию поведения в отношении Пекина: сначала она возмущалась нарушением прав человека в Китае, затем поостыла, когда вернулся соблазн возродить с ним торговые отношения. Но никто в клинтоновском государственном департаменте и в клинтоновском министерстве обороны и не помышлял о том, чтобы назвать Китай своим главным потенциальным противником. Также никто, как бы ни возрастал потенциал потребительского рынка, не прогнозировал, что нынешняя китайская идеология способна покорить земной шар.
Но люди, пользующиеся наибольшим влиянием в администрации Буша-младшего, - Чейни (Cheney) и Рамсфельд, рядом с которыми находятся такие помощники, как Конди Райс (Condie Rice) и Ричард Перл (Richard Perle), этот Принц Тьмы, ставший им задолго до того, как изобрели Питера Мандельсона (Peter Mandelson) - имеют другие умонастроения. Такие люди были и в 70-80-х годах. Они верят в то, что их решимость, их жесткость позволили им выиграть "холодную войну". И вот это ничтожество из Арканзаса получило в наследство останки трупа - останки, которые по праву должны были принадлежать им. Мы им покажем, на что способны крутые парни! <┘> Единственно правильный путь - быть жестким. Пусть начинается еще одно американское столетие. <┘> А как же паникеры? Действительно, нам следует забить тревогу, потому что обнародование в США идеи о Китае как главном будущем противнике Америки показывает, что национальная система противоракетной обороны (НПРО) США в действительности предназначается не для нейтрализации Пхеньяна, но для блокирования и принуждения к повиновению Пекина. Зачем еще нужно сегодня усиливать напряженность вокруг Тайваня, предлагая ему новые радиолокационные системы обнаружения и сопровождения ракет? <┘> Но в докладе Рамсфельда есть некоторый смысл. По крайней мере, в нем делается заявка на системы оружия, необходимые для парирования будущих угроз, а не на танки и авианосцы, которые были уместны только в борьбе против брежневского Советского Союза. <┘> Очевидно искушение рассматривать этот доклад как возврат к позе "холодной войны". Неправильно. Надо смотреть вперед, а не назад. Сегодняшний Вашингтон не планирует защищать американский образ жизни от какого-то агрессора...Скорее он стремится навязать свой образ жизни остальному миру и сделать его нормой. Победителю - свою империю. <┘> Америка┘определяет пределы возможного для других имеющих определенный вес в мировых делах наций, устанавливает условия и масштабы их действий. И она не намерена терпеть соперников.
Подписывая на прошлой неделе проект своего доклада, Рамсфельд нашел время, чтобы дать пищу для яростных нападок газеты The Daily Mail на Европейский корпус быстрого реагирования. Буш-младший купился на данное Блэром толкование, но его министр обороны явно нет, и не смущается об этом говорить. Рамсфельду нужен молчаливый союз НАТО, который исполняет его приказы и салютует ему по подсказке. Возражения ему не нужны. Мы должны понимать, кто в тайге хозяин - и если когда-нибудь мы заведемся по поводу НПРО США и захотим, чтобы с Москвой поступили по честному, то можем катиться ко всем чертям. А тем временем Путину покажут, на что способны крутые парни. <┘> Это - не клинтоновский стиль переговоров и убеждения в своей правоте. Это - попытка командовать другими. <┘>
Быть может, все это недолго продлится. Усилия Пауэлла отменить санкции против Ирака и продолжить переговоры с Северной Кореей свидетельствуют о том, что в администрации не все умные люди согласны с Рамсфельдом и компанией, и что в будущем, возможно, придет их время. <┘> И тем не менее г-н Рамсфельд говорит нам, европейским странам, которые гордятся особыми отношениями с США, кое-что, о чем нельзя забывать, а именно, что мы уже не являемся центром Вселенной для нынешнего Белого дома. Мы расползлись по периферийным углам. И что мы с этим будем делать: покорно примем (американский диктат - прим. пер.) или сделаем выбор в пользу восстановления своей независимости - зависит от нас самих. <┘>
Сокращенный перевод: Виктор Федотов