Два дипломата пили кофе в здании бывшего гитлеровского "Рейхсбанка", которое сегодня используется в роли странно эффективного министерства иностранных дел. Они обсуждали выбор президентом США Бушем-младшим (George W. Bush) фильма для первого частного показа в Белом доме: "Тринадцать дней" - голливудская лента о Кубинском ракетном кризисе. Им хотелось понять, какой вывод можно сделать о новой американской администрации на основании сделанного г-ном Бушем-младшим выбора. Что Москва всегда будет стремиться бросить вызов американской мощи; что в основе отношений США-Россия лежит соперничество; что США должны быть готовы применить силу, если возникнет угроза их национальным интересам; и что президенту следует внимательно прислушиваться к советам военных, но не всегда им следовать? Полезный фильм. "Или, - подумав некоторое время, сказал один из дипломатов, - это просто-напросто могло означать, что г-н Буш-младший является поклонником Кевина Костнера (Kevin Costner)". Оба засмеялись. Абсурдно, по крайней мере в Германии, думать, что кто-то из серьезных людей может восторгаться Костнером и его натянутой чистосердечностью.
Вся эта история кажется сомнительной, но мне ее добросовестно рассказал один из участников. Она свидетельствует, что г-н Буш-младший все еще является загадкой для европейских политиков.
На этой неделе в Вашингтон отправляется с визитом германский канцлер Герхард Шредер (Gerhard Schroeder), который намерен говорить от имени всей Европы, преднамеренно противопоставляя себя (английскому премьер-министру) Тони Блэру (Tony Blair), который первым побывал за океаном. "Всегда приходится выбирать, что для тебя лучше: чтобы Вашингтон тебя хвалил или уважал, - заявил берлинский координатор германо-американских отношений Карстен Фойгт (Karsten Voigt). - Уважение можно заслужить, если откровенно высказываешь иные мнения".
Немецкий руководитель, несомненно, будет любезным и уважительным, но он также намерен призвать американского президента более скептически (так в тексте - прим. пер.) отнестись к подписанным в Киото протоколам о выбросе газа (двуокиси углерода - прим. пер.) в атмосферу и изменению климата (нашей планеты - прим. пер.). В июле Германия собирается принять у себя участников конференции по климату и поэтому не желает, чтобы результаты этой конференции были заблокированы американцами. У г-на Шредера мало шансов на успех. Как отметил г-н Фойгт: "У США и Европы есть общие ценности, но такие вопросы, как применение генетических технологий для производства пищевых продуктов, защита климата, смертная казнь и аборты - это вопросы жизни и смерти. Религиозный взгляд Америки, что Человек должен быть хозяином Земли, вступает в противоречие с немецкой идеей о том, что оказавшуюся в опасности природу следует защищать от Человека".
Американцы в действительности не склонны выслушивать критические замечания Европы. Первое, встреча на высшем уровне в Стокгольме не создала четкого впечатления, что (Европейский) континент целиком поглощен собственными проблемами. Второе, существует озабоченность по поводу отношений Европейского союза с Россией. Команда Буша-младшего внимательно следит за тем, как напористый российский президент Владимир Путин, амбиции которого никто не ограничивает, пытается оказывать давление (на иностранные правительства - прим. пер.) и проводить зондирование (позиций других стран - прим. пер.). Все чаще эта агрессивная внешняя политика (России) вступает в противоречие с американскими интересами - в качестве примера можно указать на передачу Москвой ядерных технологий Ирану.
Но Германия становится все более зависимой от российских поставок природного газа и нефти. Ходят также слухи о том, что Россия согласна принять на хранение немецкие ядерные отходы и тем самым освободить Берлин от политической проблемы. Администрация Буша-младшего опасается, что сотрудничество европейцев с г-ном Путиным сделает Европу слепой и помешает ей увидеть, что Россия пытается восстановить свои прежние сферы интересов.
Перевод: Виктор Федотов