Вчера был пущен в эксплуатацию первый нефтепровод, специально предназначенный для транспортировки на мировые рынки нефти из района Каспийского моря, где находится последнее из неразработанных крупных нефтяных месторождений мира. Тем самым было подчеркнуто, что Россия занимает ведущее положение в борьбе за контроль над потоками энергетических ресурсов Каспия. Данный нефтепровод, соединяющий богатейшее нефтяное месторождение в районе казахского озера Тенгиз с российским черноморским портом Новороссийск (откуда нефть планируется транспортировать дальше танкерами через пролив Босфор), имеет важное значение в борьбе между Россией, Соединенными Штатами, Турцией и Ираном за влияние в Каспийском регионе. Его пропускная способность сегодня и в ближайшем будущем выше, чем у любого другого нефтепровода, используемого для транспортировки нефти на мировые рынки.
Когда вчера премьер-министр Казахстана Касымжомарт Токаев (Kasymzhomart Tokayev) открыл вентиль, то вместе с потоком нефти устремились ввысь и надежды богатых энергетическими ресурсами кавказских и среднеазиатских республик бывшего Советского Союза на то, что вскоре начнется эра процветания. "Это дает России лишнее очко в борьбе за влияние. Это свое преимущество Россия попытается использовать максимально", - заявил один высокопоставленный турецкий правительственный чиновник.
В течение большей части прошедшего с момента распада Советского Союза десятилетия Соединенные Штаты добивались, чтобы каспийская нефть и газ транспортировались на мировые рынки через Турцию, а не через Россию. США не оставили попыток добиться сооружения магистрального трубопровода, который соединил бы столицу Азербайджана Баку с турецким нефтяным терминалом Сейхан на Средиземном море, но завершение строительства консорциумом "Каспийский трубопровод" 1580-километрового нефтепровода Тенгиз-Новороссийск представляет собой первоначальную победу России. Эта победа, однако, может оказаться временной. Поскольку Каспийское море окружено со всех сторон сушей, но превозносится как новое Северное море, вполне вероятно, что вскоре новый нефтепровод станет одним из двух или даже трех нефтепроводов, по которым каспийская нефть будет транспортироваться на мировые рынки. Разведанные запасы одного только Тенгизского нефтяного района оцениваются в пределах 6-9 млрд. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,75-158,98 л), а район Кашаган, еще одно казахское нефтяное месторождение, возможно, содержит около 10 млрд. баррелей нефти, что делает его крупнейшим месторождением, открытым за последние 30 лет.
Россия, давно уже являющаяся самой могущественной державой в регионе Каспийского моря, хочет, чтобы нефть транспортировалась по ее территории, для того чтобы сохранить политическое влияние и получать большие деньги в качестве платы за транзит. В этом соревновании Иран оказывается в невыгодных условиях из-за экономических санкций США, но Турция продолжает пользоваться сильной американской поддержкой своего плана прокладки нефтепровода. Нефтепровод, сооруженный консорциумом "Каспийский трубопровод", будет в начальный период иметь пропускную способность 560000 баррелей/сутки; впоследствии она будет увеличена примерно до 1,5 млн. баррелей/сутки, что станет существенной добавкой к суммарным потребностям мировых рынков в нефти, выражающимся цифрой около 75 млн. баррелей/сутки. "Наверное, впервые с 70-х годов, когда трубопроводы на Аляске и в Северном море заработали на полную мощность, на рынки поступает так много нефти в единицу времени", - заявил глава исследовательского отдела московской "Объединенной финансовой группы" Стефен О'Салливэн (Stephen O'Sullivan).
Перевод: Виктор Федотов