Сегодняшее свидание канцлера ФРГ Герхарда Шредера (Gerchard Schroeder) с новым американским президентом Джорджем Бушем (George Bush) продлится всего два с половиной часа, причем в присутствии большого числа свидетелей. Точно столько же времени канцлер намерен посвятить встрече с лидерами большинства в конгрессе на Капитолии. Первый с момента избрания нового американского президента визит немца в США носит подчеркнуто деловой характер. На этом настаивал, прежде всего, Берлин.
Как подчеркивается в информации пресс-службы правительства, речь идет о "переговорах, имеющих деловой характер" и о первом знакомстве друг с другом. "Тут не нужны какие-то дополнительные мероприятия", - цитирует пресс-релиз британского премьер-министра Тони Блэра (Tony Blair), который встречался в частном порядке с Бушем в Кэмп-Дэвиде.
Партнер, уверенный в себе
Нельзя не видеть, что Шредер относится к новому хозяину Белого дома с опаской, скажем, в отличие от Билла Клинтона (Bill Clinton), с которым он гулял по Пренцлауер Берг, или русского Владимира Путина, у которого он гостил со своей семьей. Впрочем, все должно измениться, поскольку Шредер всегда считал полезным поддерживать в международных делах хорошие личные контакты.
В Берлине, конечно, будет заявлено, что отношения между Европой и США являются "тихой гаванью в изменившемся мире". Однако, ударение будет поставлено на словосочетании "изменившийся мир". С окончанием "холодной войны" он превратился из биполярного в многополярный. Накануне визита Берлин делал особенный акцент именно на этой фразе. Существует озабоченность, что американцы с приходом Буша все больше будут уходить в себя, заниматься своими собственными национальными проблемами.
Шредер надеется остановить эту тенденцию, поскольку новая администрация США, как считают аналитики в Берлине, пока еще находится на этапе выработки решений. Он намерен представить Америке Европу как партнера, уверенного в себе. Пробный шар был сделан, когда немцы подняли вопрос о соблюдении американцами договоренностей, связанных с защитой климатических условий. Предварительно Шредер встречался с президентом Франции Жаком Шираком (Jacques Chirac). Была выработана единая линия поведения относительно решения Буша, отказаться от целей зафиксированных в подписанном в Киото протоколе о защите климата на Земле. Затем канцлер направил в адрес президента США письмо, в котором выразил "озабоченность" по поводу откровенно скептического отношения США к киотскому протоколу. Необходимо "со всей определенностью" сказать, говорилось в послании, что летом в Германии на конференции, посвященной проблемам изменения мирового климата, предстоит принять "необходимые решения". А потому, заключает автор письма, "отход от принятых решений отбросит международный переговорный процесс на годы назад".
Яснее не скажешь. Те более, что на саммите в Стокгольме Шредер демонстративно заручился поддержкой своей позиции со стороны всех европейцев. Как сообщалось, Ширак по этому поводу "по-настоящему торжествовал".
Многополярность - слово, которое в лексиконе канцлера также является ключевым. Он будет ссылаться на то, что концепция единой европейской политики безопасности и обороны является логическим продолжением процесса объединения Европы. А обращаясь к теме противоракетной обороны, он не преминет похвалить американцев за то, что они вычеркнули из названия будущего ракетного щита слово "национальный". Берлин намерен к тому же польстить Джорджу Бушу, напомнив, как в 1990 году при поддержке его отца произошло объединение Германии, что "позволило в основе своей снять старый груз проблем XX столетия".
Не прирученный союзник
Во время визита пойдет речь и о продолжении миротворческой миссии на Балканах. Немцы против того, чтобы американцы сокращали там свой контингент войск. У них на этот счет четкая позиция: "Вместе туда входили, вместе будем и выходить". Нельзя давать конфликтующим сторонам в регионе ложный сигнал. Шредер не намерен представать в Вашингтоне в качестве союзника, слепо следующего за своим партнером.
Перевод: Владимир Синица