Неподобающее поведение администрации Буша, пишет центральная швейцарская газета, нервирует Москву.
Массовое выдворение российских дипломатов и резкие высказывания руководства США продемонстрировали Москве, что новая американская администрация будет реагировать на неправильное поведение русских острее, чем ее предшественники. Однако охлаждение отношений между двумя странами началось намного раньше.
Последний шпионский скандал еще более ухудшил отношения между США и Россией. Москва жестко отреагировала на заявление Вашингтона о высылке до лета нынешнего года 50 российских дипломатов. Следуя ритуалу времен "холодной войны", Россию должны покинуть такое же количество американцев. В прошедший вторник российская сторона вручила американскому поверенному в делах список, включающий пока фамилии четырех лиц, чья деятельность несовместима с дипломатическом статусом. Так обычно формулируется обвинение в шпионаже. Местные средства массовой информации сообщали, что в число лиц, объявленных персонами нон грата, попал руководящий представитель ЦРУ. Для обоснования обвинений в шпионаже США подключилось государственное телевидение. Оно показало документальные кадры, якобы предоставленные спецслужбой ФСБ, а также съемки конспиративной встречи американского дипломата с одним из информантов. В другом эпизоде можно было услышать, как известный российский военный эксперт сообщает военно-морскому атташе сведения об оснащении боевых кораблей.
Протест по поводу приема чеченца
Москва яростно реагировала также на очередной шаг Соединенных Штатов. В начале недели чиновник высокого ранга из государственного департамента принял "министра иностранных дел" сепаратистского правительства Чечни Ильяса Ахмадова. Ахмадов наведывался в Вашингтон еще в бытность президента Клинтона (Clinton), но тогда высокопоставленные чиновники администрации от встречи с ним уклонились. Российская сторона была также возмущена временем последней встречи: она состоялась спустя два дня после террористических актов на юге России, в которых Москва обвиняет чеченских экстремистов. Ахмадов, по официальной версии, является эмиссаром террористической банды. Министерство иностранных дел заклеймило его прием Вашингтоном как "безнравственный". За этой реакцией, видимо, скрывается нервозность по поводу того, что администрация Буша не будет в такой степени закрывать глаза на массированное применение силы в Чечне, как это было при прежней администрации.
Это смешение раздражения и озабоченности по поводу будущего курса Вашингтона чувствуется особо. Многие российские политики связывали со сменой американской администрации большие надежды. Приводились такие странные аргументы, что, мол, заблуждений, которые были присущи администрации Клинтона, с ее уходом больше не существует, и отношения изменятся к лучшему. Но вместо ожидаемых позитивных изменений Москва вынуждена опять считаться с ухудшением климата. Министр иностранных дел Иванов, говоря о самой массовой с 1986 года высылке дипломатов, предостерег от возврата к временам "холодной войны". Однако российских политиков, страдающих комплексом неполноценности и испытывающих державную ностальгию, ждет еще более страшная вещь: их накажут полным пренебрежением со стороны США. Например, в спорах относительно планов развертывания американской системы противоракетной обороны верх, судя по всему, берут в Вашингтоне те политики, которые склонны игнорировать упреки со стороны России и готовы выйти из договора по ПРО, который является камнем преткновения в деле развертывания НПРО.
Уже как об архаике можно говорить о словосочетании "стратегический партнер" Россия, которое было в ходу при Клинтоне и заместителе государственного секретаря в его администрации, русофиле Тэлботте (Talbot). То же самое можно сказать о комиссии Гор-Черномырдин, которая прежде играла важную роль в сотрудничестве в области экономики и технологий. Очевидно, что при Буше она прекратит свое существование. Как низко упал рейтинг России в глазах Вашингтона, свидетельствует тот факт, что Буш принимает гостей со всего мира, а вот к встрече с президентом Путиным, судя по всему, особого интереса не проявляет. В этом месяце провалилась попытка бывшего секретаря Совета безопасности Сергея Иванова подготовить встречу на высшем уровне. Путин и Буш увидятся, видимо, на встрече стран "восьмерки" летом этого года.
И тем не менее Россия, располагающая ядерным арсеналом, обладающая правом вето в Совете Безопасности ООН, контролирующая государства в Северной Азии, будучи соседкой стран Западной и Центральной Европы, будет оставаться важным фактором внешней политики западных государств. Однако с экономической точки зрения она карлик. Ее валовой внутренний продукт в 30 раз меньше, чем у США, инвестиционный климат в стране таков, что крупный западный капитал в обозримом будущем будет обходить ее стороной. Уже только по этим причинам не может быть речи о возвращении к временам конфронтации супердержав. Старые враги выглядят сегодня совсем не так, как прежде. На одной стороне США - уверенная в себе страна, которая находится на этапе самого продолжительного в ее истории экономического роста. На другой - государство, от которого остался остов, элита, у которой нет никаких ориентиров, экономика, которая лишь в прошлом году остановилась в своем десятилетнем падении.
Завышенные ожидания
Руководство в Москве, конечно, понимает, что Россия утрачивает свое значение. Поэтому в последние годы оно пытается компенсировать это обстоятельство своей политикой "негативного влияния", использует имеющиеся возможности, чтобы ставить палки в колеса политическим начинаниям Запада, а то и вовсе стремится перечеркивать их. Наглядным примером этого может служить поведение России, когда Запад в едином порыве выступал против нарушителей спокойствия, будь то в Ираке или на Балканах. Строптивость русских кроется в страхе, что их больше никто не будет воспринимать в качестве фактора силы. И это сильно бросается в глаза, если вспоминать о заигрывании между Востоком и Западом, характерном для начала 90-х годов. При этом понятно, что причиной антизападного курса Кремля является разочарование населения по отношению к Западу и особенно США. Сегодня антизападные настроения распространены намного шире, чем несколько лет назад. И это несмотря на то, что никогда столь много русских не посещало западные страны, как сегодня. Несмотря на то, что сегодня, как никогда раньше, стал легким благодаря Интернету доступ к информации о зарубежье. Наконец, несмотря на то, что Запад по-прежнему остается для россиян эталоном, что они по-прежнему предпочитают покупать западные потребительские товары.
Однако отчуждению способствовали также завышенные ожидания обеих сторон. В то время как Запад переоценивал возможности реформирования России, а потом с отвращением говорил о таком феномене, как бюрократизм и коррупция, трудно поддающиеся искоренению, русских постигло разочарование в надеждах на бесконечную готовность богатого зарубежья идти им на помощь. Запад также потерял в глазах россиян своей поддержкой таких экономистов-реформаторов, как Гайдар и Чубайс. В России с их именами ассоциируются бедность и нищета, они являются политиками, которых больше всего ненавидят в стране. Расширение НАТО на восток вопреки протестам Москвы, растущее западное присутствие на постсоветском пространстве, а также требование решить чеченскую проблему мирным путем - все это стало питательной средой для недоверия, не говоря о том, что США заговорили о длительном периоде ослабления России. Эти представления, между тем, глубоко укоренились в либеральных кругах. Аргумент, что Россия не имеет права накладывать вето на расширение НАТО, заявления о том, что она, прибегая к насилию на Кавказе, нарушает принципы гуманизма, - все это вряд ли когда-либо воспринималось в России правильно.
В то время как администрация Клинтона долго взирала на периодическую шумливость русских, на великодержавные ужимки и навязывание дружбы "государствам-изгоям" как на проявления периода возрастного перелома у ребенка, ее преемница взяла по отношению к ним ворчливый тон. Заявление нового министра обороны Рамсфельда (Rumsfeld) о том, что Россия осуществляет активные поставки ракетной техники в государства, представляющие общую опасность, вызвало в Москве соответствующую реакцию. Таким же был эффект от массовой высылки Бушем дипломатов. Средства массовой информации напомнили в этой связи, что после разоблачения "суперагента" Олдриджа Эймса (Aldrich Ames), работавшего в ЦРУ, в ответ был выдворен только один русский дипломат.
Никто не заинтересован в эскалации
Впрочем, комментаторы, например директор Института США и Канады Сергей Рогов, советуют не впадать в панику. Следует подождать, говорят они, пока у новой команды в Вашингтоне не выкристаллизуется целостная стратегия отношений с Россией. Судя по всему, правительство согласно с такой точкой зрения. Во всяком случае, оно пытается сглаживать острые углы, возникающие в отношениях с США. Скучная перебранка не на пользу самой России. Однако шансов широкого сближения с Западом здесь пока практически не видно. При Путине встречи с врагами Америки стали даже чаще, а принятая им доктрина безопасности недвусмысленно рассматривает политику США и НАТО в качестве угрозы интересам России. Можно не сомневаться, что нынешний период охлаждения будет иметь продолжение. Недавно бывший министр иностранных дел Примаков дал такую лаконичную оценку складывающейся ситуации: "К холодной войне возврата не будет, но не будет больше и теплых объятий".
Перевод: Владимир Синица