Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Frankfurter Rundschau" (Германия): Главное условие выживания: преодолеть отчуждение

"Frankfurter Rundschau" (Германия): Главное условие выживания - преодолеть отчуждение

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Калининградская область с расширением Европейского союза попадает во все большую изоляцию. Решение этой проблемы требует большой самостоятельности региона по отношению к Москве. Свой выход из этой дилеммы предлагают польские аналитики.

Калининградская область с расширением Европейского союза попадает во все большую изоляцию. Решение этой проблемы требует большой самостоятельности региона по отношению к Москве. Свой выход из этой дилеммы предлагают польские аналитики.

Сокращенный перевод

Главная проблема: у Центра нет понятной политики по отношению к области

<┘>

Все последнее десятилетие у Москвы не было четко прописанной политики в отношении Калининградской области. Это была одна из главных причин того, что область не удалось превратить в процветающий экономический регион. Соответствующие попытки потерпели фиаско из-за частых изменений в таможенном и налоговом законодательстве, как это было, например, в 1991 году с созданием зоны свободной торговли "Янтарь", или в 1996 году, когда вместо нее появилась "особая экономическая зона". В ближайшие годы рассчитывать на изменения в России, а значит, и в области, которые бы позволяли вести там экономическую деятельность по стандартам ЕС, не приходится.

Опыт 90-х годов, а также возможный сценарий развития ситуации ясно свидетельствуют о том, что было бы неверным рассматривать будущее региона с точки зрения уже набивших оскомину вариантов: Калининград - это или военная база, или процветающая экономическая зона. В том положении, в котором сегодня находится Россия, невозможно ни то, ни другое. Скорее всего, надо рассчитывать на то, что у Центра и впредь будет отсутствовать ясная политика по отношению к области, хотя его контроль над ней наверняка усилится. (┘)

Отношения Калининграда и Москвы надо рассматривать с высоты всей России. Политика Путина, направленная на большую централизацию власти, чем это было при Ельцине, имеет свои последствия и для Калининградской области. Создание семи федеральных округов (Калининградская область вошла в Северо-Западный округ со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге) усилило влияние Центра над регионами, урезало свободу действий губернаторов. Последствия введения такого механизма уже накладывают отпечаток на ситуацию в области.

Как и в других аналогичных случаях, имевших место в последнее десятилетие, одна из главных причин, по которой Москва противится самостоятельному развитию калининградского анклава, - боязнь дезинтеграции Российской Федерации. Что касается отношений Калининградской области с ЕС, то можно исходить из того, что политика путинской правительственной команды будет соответствовать стратегии отношений между Россией и ЕС, рассчитанной на среднесрочный период, в том ее виде, в каком она была принята правительством России в 1999 году. Авторы этой стратегии четко изложили необходимость гарантий полного контроля Москвы над Калининградом, добавив при этом, что область могла бы также играть роль пилотного региона в формировании отношений России с ЕС.

Значение личных контактов

В России в отличие от ЕС, где основополагающее значение для политики имеют институты, значительно важнее личные особенности отдельных политиков. Этого нельзя забывать, обращаясь к ситуации в Калининградской области. Хороший пример тому - сравнение отношения к региону двух президентов: Ельцина и Путина. Ельцин олицетворял собой слабость центральной власти по отношению к регионам, которые получили большие полномочия. Путин символизирует натиск центра, ставящий целью укрепление своей власти за счет регионов. Президент России при этом может не придерживаться строго правовых норм, поскольку может их всячески изменять.

Личность политика имеет важное значение на местном уровне. Если говорить о Калининградской области, то прежний губернатор Леонид Горбенко не смог воспользоваться шансами, которые ему предоставлялись в эпоху Ельцина (особенно во время второго периода его президентских полномочий), чтобы упрочить слабые позиции региона в отношениях с Центром. Горбенко без энтузиазма относился к контактам с зарубежными странами, особенно когда речь шла об иностранном капитале. В Калининграде преобладает мнение, что время правления Горбенко - а это 1997-2000 годы - было потерянным временем.

Напротив, новый губернатор адмирал Егоров воспринимается как послушный исполнитель указаний Путина. Оценивая уже сделанное Егоровым, можно сделать вывод, что он пойдет на контакты с зарубежьем, в том числе на контакты с ЕС. Когда его называют здесь умеренным консерватором, то имеют в виду не те ограничения, наложенные на его деятельность Москвой, а то, что он остается в известной мере в плену советского образа мышления, или то, что он является противником передачи в частную собственность земли. Последнее явится главным препятствием для появления в анклаве зарубежных предприятий.

Варианты действий

1. Калининградская область как часть "дружеского сообщества соседей"

Одновременно с расширением ЕС на восток исчезнет существующее до сих пор "дружеское сообщество соседей", которым в 90-е годы для ЕС являлись страны Центральной Европы - кандидаты на вступление в союз. ЕС впервые с момента окончания "холодной войны" вновь граничит с регионом, который принципиально отличается от него в экономическом, политическом и социальном отношениях. Приемлемым вариантом для преодоления негативных последствий, которые являются следствием различий между ЕС и граничащей с ним Калининградской областью, является, на наш взгляд, финская идея "Северного измерения", ставшая частью официальной политики ЕС. Она предполагает, что территориально оно распространяется и на Калининградскую область.

В будущем с расширением ЕС "Северное измерение" должно стать частью политики союза по отношению ко всем странам, которые в него не входят, но с которыми он граничит. Целью такой политики могло бы стать создание новой зоны "дружеского сообщества соседей". Главными атрибутами "дружеского сообщества соседей" должны быть:

- упрощенный порядок транспортного сообщения с ЕС для частных лиц;

- большая помощь со стороны ЕС по образцу, как это делается в отношении стран Центральной Европы, являющихся кандидатами на вступление в союз;

- облегчение правил торговли.

В случае с Россией - страной, которая одновременно является континентом, зонами "дружеского сообщества соседей" могли бы быть регионы, которые непосредственно граничат с ЕС. К Калининградской области в силу характера ее положения как анклава в ЕС должно быть особое отношение. Однако облегчения для Калининградской области нельзя рассматривать в качестве цены за вступление в ЕС Польши и Литвы. Прежде всего необходимо сохранить существующие сегодня правила, позволяющие жителям Калининградской области относительно свободно бывать в соседних Польше и Литве, а кроме того, ввести облегченный визовый режим всеми странами шенгенской зоны.

Вопрос свободы передвижения имеет основополагающее значение для будущности региона. В последние десять лет возможность поддерживать контакты с внешним миром стала для жителей анклава одним из величайших достижений. Правила пересечения границ Польши и Литвы после их вступления в ЕС - обычно главная тема всех переговоров представителей властей и экономики области с поляками и литовцами.

Решение следует искать в рамках двух вариантов:

- Безвизовый режим. Министерство иностранных дел выступает за сохранение ныне существующих в Литве правил по отношению к жителям Калининградской области. Если для российских граждан из других регионов России для поездки в Литву необходима виза, то калининградцам, чье пребывание в Литве в течение одного года в общей сложности не превышает 30 дней, виза не нужна. В будущем такой же режим могла бы ввести и Польша, но, конечно, с одобрения ЕС.

- Упрощенный порядок получения визы. Вопрос облегчения передвижения жителей Калининградской области уже обсуждается в Европейской комиссии, в некоторых странах, например, в скандинавских странах ЕС и в Германии. В недалеком будущем ЕС должен представить на этот счет конкретные предложения, иначе Польша и Литва, следуя шенгенской конвенции, будут вынуждены ввести в отношении Калининграда визовый режим.

Польское правительство уже объявило, что введет такой режим для российских граждан осенью 2001 года.

2. Нужен гибкий подход

В отношениях с Россией, затрагивающих и Калининградскую область, ЕС вынужден считаться с возможностью неожиданных изменений в политике Москвы, которые могут отрицательно сказаться на уже достигнутом уровне сотрудничества с анклавом.

Сотрудничество ЕС с областью должно осуществляться прежде всего через властные структуры регионов, а не через центральные органы ЕС или органы стран - членов союза. Такое смещение на местный уровень должно снять опасения России относительно того, что ЕС, мол, намерен подчинить себе этот российский регион. Ближайшие соседи больше всего подходят для сотрудничества с областью. Это, например, литовские органы самоуправления, самоуправляемые регионы Польши (воеводства), которые после проведения реформы местного самоуправления получили большую свободу действий.

Два граничащих с областью воеводства - Мазовецкое и Поморское - заинтересованы в сотрудничестве с анклавом, о чем, например, свидетельствует подготовка нового соглашения между этими воеводствами и администрацией области. Документы должны быть подписаны в ближайшем будущем. Польская сторона ожидала лишь избрания нового губернатора. В этом плане наряду с ближайшими соседями могли бы играть более значимую роль административные территории скандинавских государств и крупные немецкие земли.

Тем не менее должно быть как можно меньше прямых контактов между Брюсселем и Калининградом. В России такие контакты будут расцениваться, без сомнения, как попытка рассматривать область в качестве субъекта международной политики. Хотя ЕС придерживается совершенно иной точки зрения на этот счет, в этой ситуации было бы трудно убедить Москву в добрых намерениях союза.

Проблемы, которые не поддаются решению на местном уровне, должны становиться предметом обсуждения между Москвой и Брюсселем. В качестве примера может служить решение проблемы транспортного сообщения частных лиц. Было бы целесообразно подписать соответствующий рамочный документ о Калининградской области между ЕС и Россией. Такое соглашение могло бы дать Москве уверенность в том, что ЕС не ставит под вопрос российское верховенство над анклавом. Местные органы власти области также заинтересованы в наличии такого рамочного соглашения, поскольку он облегчит отношения с Москвой в плане контактов области с ЕС.

Полный перевод статьи читайте на нашей странице в самое ближайшее время.