Поворот к конфронтации в американо-российских отношениях угрожает воспрепятствовать процессу расширения НАТО в северной Европе, что может серьезно ущемить интересы безопасности Америки. Если существующие в настоящий момент трудности не исчезнут, то Москва попытается накинуть красный пояс на балтийские государства, не допуская их вступления в Альянс - а наши европейские союзники, возможно, с этим согласятся. Все это приведет к существенному ослаблению роли НАТО в установлении стабильности в Европе в настоящее время, когда "холодная война" закончилась.
В ходе президентской кампании расширение НАТО было одним из немногих внешнеполитических вопросов, затронувших внимание кандидатов. И Джордж Буш (George W. Bush) и Эл Гор (Al Gore) демонстрировали свою поддержку расширению. Среди девяти стран, претендующих на членство, Литва больше всех соответствует военным стандартам НАТО, Латвия и Эстония не на много от нее отстают. Если какая-либо из этих стран не будет принята в НАТО в следующем раунде расширения, то для других стран - вероятных членов НАТО стимул соответствовать стандартам Альянса может быть уничтожен.
Когда президент Клинтон (Clinton) открыл в 1994 году двери НАТО, кое-кто предсказывал кризис в отношениях с Россией. Этого не произошло, в основном потому, что Кремль понимал, что расширение НАТО не угрожает интересам России. Президент Клинтон также обсуждал специальную программу сотрудничества между НАТО и Россией, и давал понять, что Америку больше будет волновать слабая Россия, чем сильная.
Если администрация Буша остается приверженной идее расширения НАТО, ей необходимо налаживать отношения с Россией. Она (администрация - прим. пер.) должна смягчить тон своих высказываний. Американское руководство может применять менее конфронтационные выражения, высказывая свою озабоченность распространением Россией ядерных технологий, ситуацией в Чечне и неясным отношением президента Владимира Путина к демократии.
Администрация должна искать пути укрепления сотрудничества между НАТО и Россией. После инцидента с подводной лодкой "Курск" русские высказали свой интерес к переговорам с Альянсом о морской безопасности. НАТО может предложить осуществлять информационный обмен и координацию поисково-спасательных действий. Русские также желают обсудить противоракетную оборону на театре военных действий, что является признанием того, что распространение ядерных технологий представляет угрозу как для России, так и для Запада. И, в конце концов, Москва желает, и заслуживает того, чтобы иметь большее влияние в миротворческой операции в Боснии.
Администрация Буша должна дать понять Москве, что расширение НАТО будет также способствовать интересам России, как и нашим собственным. России нужна стабильность вдоль ее западных границ, соседи, которые с уважением относятся к русскоязычному меньшинству, и процветающие торговые партнеры. Расширение НАТО будет способствовать такому развитию событий. Претенденты знают, что для вступления в Альянс необходимо наличие сильных демократических структур, уважение прав меньшинств и свободный рынок, не менее важно и то, что эти факторы необходимы и для того, чтобы члены продолжали оставаться в Альянсе.
Три самых новых члена НАТО, Венгрия, Польша и Чешская Республика, вступившие в первом раунде расширения в 1999 году, заключили десять соглашений друг с другом и со своими соседями. Эти соглашения направлены на обеспечение надежности границ, развитие межгосударственного сотрудничества и на решение проблем меньшинств. То, что Венгрия и Польша имеют самые высокие показатели роста в Европе, не является просто совпадением.
И к тому же, НАТО должна дать понять, как это было сделано в 1999 году, что Альянс не собирается размещать ядерное оружие или иностранные войска на территории новых членов.
Вступление балтийских государств в Альянс не будет являться игрой с нулевым результатом, в которой выигрыш НАТО будет проигрышем России, а усиление НАТО будет ослаблением России. И пока администрация США не убедит ее в обратном, Россия будет считать так. И тогда три первые новые члены Альянса смогут стать последними.
Энтони Блинкен, сотрудник Центра стратегических и международных исследований, был главным советником президента Билла Клинтона по делам Европы.
Перевод: Рафаэль Сайдашев