Первые шаги администрации Буша-младшего (George W. Bush) больно ударили по российской гордости. Но этот удар является результатом скорее расчетливости, чем гнева или идеологической импульсивности. У фирмы "Буш и Ко" есть свой бизнес-план. Сегодняшний Белый дом гордится тем, что расстался с сибаритством неуправляемой клинтоновской компании и заменил его на эффективность и "реализм". Когда смотришь на методы и цели г-на Буша-младшего, думай о них с точки зрения бизнеса, а не киссинджеровской "реальной политики": вместо того, чтобы начать новую "холодную войну", администрация Буша-младшего принялась за решительную коррекцию дипломатического рынка. Она постаралась прикрыть иррациональный поток избыточной чувственности Клинтона-Ельцина и взвалить на Владимира Путина более высокие расходы по совершению сделок.
Вашингтон не списывает Россию или г-на Путина со счетов навсегда, как опасаются некоторые россияне. Идея г-на Буша-младшего состоит в том, чтобы опустить рыночную цену до самого низкого уровня и только затем начать вкладывать капиталы. Как заявил один помощник президента США, команда Буша-младшего хочет установить с Россией "мягкие" отношения. Он добавил: "Мы хотим переместить основу этой концепции из 1972 в 2001 год. Мы уважаем Россию. Со временем они это увидят". Уйти от 1972 года - или, точнее, от Договора об ограничении систем противоракетной обороны, который был подписан в том году - стало объявленной целью г-на Буша-младшего и его высших соратников. Они называют этот договор пережитком "холодной войны", который не должен больше ограничивать развитие системы противоракетной обороны США. Судя по тону их высказываний, можно предположить, что г-н Буш-младший предупредит Россию за 6 месяцев, а затем выйдет из данного договора. Эта перспектива серьезно тревожит Россию и европейских союзников США.
Однако может быть, что эта тревога преждевременна. Обоснованную озабоченность г-на Буша-младшего по поводу устаревшего Договора по ПРО можно обуздать, если у него появится действительное желание работать совместно с Россией над сокращением избыточного количества ядерных боеприпасов в арсеналах обеих стран. Для этого нужно заключить с г-ном Путиным новый договор взамен Договора по ПРО, который отражал бы коренные изменения в стратегической обстановке с конца "холодной войны". Обе стороны должны признать, что пришло время переопределить роль и баланс стратегических наступательных и оборонительных систем и пересмотреть концепцию взаимного гарантированного уничтожения.
Такие переговоры дадут россиянам столь важный для них символический престиж. Но не надо дарить им подарков. В обмен Соединенные Штаты должны потребовать права на эффективный контроль над неизбежным сокращением ядерного арсенала России, а также новых свобод в деле строительства национальной системы противоракетной обороны США. Деловая хватка г-на Буша-младшего должна ему помочь заключить выгодную ядерную сделку, когда г-н Путин согласится на такой обмен. Как известно, и г-н Буш-младший и г-н Путин хотели бы избавиться от политического багажа времен Клинтона-Ельцина, которые от дружеских объятий переходили к рычанию по вопросам войны в Косово или в Чечне.
Два недавних шага г-на Путина указывают на то, что он готов более серьезно заняться крупными сокращениями российского ядерного арсенала и системы ПРО. Во-первых, на прошлой неделе он уволил в отставку с поста министра обороны Игоря Сергеева, который очень сильно давил на него, доказывая необходимость сохранения многочисленного арсенала стратегических наступательных вооружений как основы обороноспособности России. Во-вторых, 6 недель назад он предложил руководству НАТО план строительства системы противоракетной обороны, который свидетельствует о том, что Россия признает необходимость нового серьезного подхода к данной проблеме. По этой причине Белый дом старается не принижать план г-на Путина. Далее, как г-н Буш-младший, так и г-н Путин отнеслись к взаимной высылке своих дипломатов как к неприятному, но необходимому делу, которое не имеет непоправимых последствий для их шансов на совместную работу. Г-н Буш-младший вызывает раздражение г-на Путина тем, что откладывает на потом личную встречу с ним, ясно давая понять, что российские претензии на глобальную роль подорваны состоянием ее экономики и тем, что по уровню развития она стоит где-то между Португалией и Данией. Но ни один из двух руководителей в своих высказываниях не оскорбляет оппонента, памятуя о том, что время для бизнеса когда-нибудь придет.
Сокращенный перевод: Виктор Федотов