Азербайджан и Армения, не дождавшись помощи в урегулировании карабахского вопроса от России, могут решить проблему при посредничестве США. Американцы в этом заинтересованы.
Роберт Кочарян и Гейдар Алиев в последние два года встречались почти двадцать раз. Теперь президенты Армении и Азербайджана отправились вместе в солнечную Флориду. В Ки-Уэст, где они остановились в старом доме, в котором любил проводить свои отпуска один из президентов США Гарри Трумэн (Harry Truman). В общем, приятное местечко, где можно поговорить о войне, по крайней мере, о "холодной войне". Сегодня Кочарян и Алиев начали при посредничестве США четырехдневные переговоры о будущем Нагорного Карабаха - армянского анклава на территории Азербайджана.
Если следовать международному праву, Карабах принадлежит Азербайджану, практически же часть этой области, населенная преимущественно армянами, оккупирована армянской армией. Межнациональный конфликт на Кавказе разгорелся еще в 1988 году, во времена Советского Союза. Погибли более 30 тыс. человек, почти миллион граждан превратился в беженцев. Перемирие было достигнутого лишь в 1994 году, однако конфликт так и не был разрешен. По данным Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), с тех пор там ежегодно гибнут в результате обстрелов из-за угла или подрываясь на минах сотни людей.
Идет перестрелка и на политическом фронте. В последние недели обе стороны бравируют заявлениями о возможности новой войны между Арменией и Азербайджаном. Все это, однако, должно, скорее всего, демонстрировать непреклонность перед началом мирных переговоров, чем серьезность намерений действительно прибегнуть к военной силе. Руководство в Баку настаивает на том, чтобы Нагорный Карабах и впредь оставался азербайджанским.
Качарян, напротив, буквально на днях заявил, выступая перед студентами, что Армения отвергнет любое решение, которое оставит Карабах под господством Азербайджана. При этом на президента оказывают давление местные политические силы. Прежде всего, это националисты, пользующиеся влиянием в христианской Армении и выступающие за жесткую позицию по отношению к мусульманскому Азербайджану, которому оказывает особую поддержку Турция. Кроме того, Кочарян вряд ли может игнорировать позицию руководства Карабаха. Она заключается в том, что область должна быть независимой или частью Армении.
В конце января с этим силовым патом уже сталкивался президент Франции Жак Ширак (Jacques Chirac), который приглашал контрагентов в Париж. Франция, как США и Россия, входит в минскую посредническую группу ОБСЕ, которая с конца 1994 года пытается урегулировать конфликт в Карабахе. Теперь поворота в ситуации собирается достигнуть государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) и не без задней мысли: американские фирмы ведут игру, ставка которой - громадные месторождения нефти на шельфе Каспийского моря. Соединенные Штаты выступают за строительство нефтепровода от столицы Азербайджана Баку до турецкого Джейхана. Так что американцы очень заинтересованы в политической стабильности на южном Кавказе.
Однако, и США будет непросто смягчить жесткие позиции конфликтующих сторон. Азербайджан уже трижды отвергал предложения ОБСЕ, которые, кстати, предусматривали предоставление Карабаху широкой автономии, в частности, принятие своей собственной конституции, введение своего гимна, а также предоставление права на внешнеполитическую деятельность. Это для Алиева было слишком. В Ки-Уэсте президент Кочарян тоже будет бороться за Карабах. Особенно, когда в памяти всплывет образ его предшественника Левона Тер-Петросяна. Тот должен был распроститься с постом главы государства, поскольку стал в глазах армян слишком уступчивым в карабахском вопросе.
Перевод: Владимир Синица