Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"The Financial Times" (Великобритания): Приоритеты г-на Путина

"The Financial Times" (Великобритания): Приоритеты г-на Путина

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В попытках г-на Путина переделать российское государство из коррумпированного и закостенелого мира общественной собственности в основывающуюся на законности рыночную экономику ему приходится проявлять чудеса балансирования.

Трудно винить Владимира Путина за анализ пугающе сложных проблем России, данный в его обращении к нации во вторник. Российский президент не особенно сдерживался, когда обстоятельно объяснял необходимость дальнейших решительных мер по внесению ясности и упрощению законодательства, сокращению произвольного вмешательства государства и обеспечению гарантий собственникам, а также по поддержке процесса восстановления экономики страны. Но из его выступления было не так легко понять, как и когда все это может быть сделано.

В попытках г-на Путина переделать российское государство из коррумпированного и закостенелого мира общественной собственности в основывающуюся на законности рыночную экономику ему приходится проявлять чудеса балансирования. Он должен оживить систему государственного управления, четко разграничив полномочия Москвы и удаленных регионов, и в то же время уменьшить влияние этой системы на жизнь граждан. Во вторник он обратил особое внимание на первую из вышеназванных задач, но уделил гораздо меньше, чем следовало бы, внимания второй проблеме. Российский президент прав, когда с особенной силой подчеркивает необходимость ясности и предсказуемости в судебной системе. Страна буквально страдает от великого множества законов и подзаконных актов, которые обыкновенно конфликтуют между собой, в силу чего их произвольное правоприменение порождает безудержную коррупцию. В последнее десятилетие численность российского бюрократического аппарата увеличилась. Но, в отсутствие четких правил разграничения властных полномочий, дело обычно заканчивается конфликтом между чиновниками.

Не удивительно, что инвесторы, как российские, так и зарубежные, колеблются вкладывать свои деньги в производственные предприятия. Куда большие выгоды сулят им распределение государственных активов и эксплуатация природных ресурсов. Вывоз из страны капитала превышает 20 млрд. долл. США в год, заявляет г-н Путин. Он прав в том, что бегство капитала невозможно остановить введением жесткого валютного контроля: только изменение экономических условий и повышение безопасности владельцев собственности позволит этого достичь.

Г-н Путин признает, что первый год его президентства был потрачен больше на консолидацию собственной власти и меньше - на реформирование экономики. Это был год упущенных возможностей, когда высокие мировые цены на энергоносители способствовали получению дополнительных торговых прибылей и сокращению бюджетного дефицита. Год нынешний будет значительно более тяжелым.

Г-н Путин исключает всякие попытки перераспределения между собственниками бывшей государственной собственности и тем самым прямо бросает вызов власти финансовых олигархов и государственных менеджеров, которые в ходе хаотического первого этапа приватизации захватили контроль над наиболее прибыльными сферами экономики. Вместо этого он заявляет, что будет стремиться обложить налогами их приобретенное нечестным путем достояние и добиваться принятия таких законов, которые сделали бы их бухгалтерскую отчетность "прозрачной". Это является признанием слабости, а не силы. Если ему не удастся обуздать доминирующую роль олигархов в бизнесе, а также произвольное вмешательство государства, г-н Путин не сумеет обеспечить либерализацию предпринимательства, что остро необходимо для оживления российской экономики. Стране необходимо главенство закона, но для экономического процветания ей также нужен дух свободного предпринимательства.

Перевод: Виктор Федотов