Еще в первые дни деятельности администрации Буша (Bush) госсекретарь Колин Пауэлл (Colin L. Powell) рекомендовал президенту назначить посла США в НАТО Александра Вершбоу (Alexander Vershbow) на пост посла в России, сообщают чиновники из администрации президента.
И хотя г-н Буш с той поры направил в сенат информацию о назначениях на посольские посты в Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Индии и на Багамах, а сегодня назначил послов на Мальту и Ямайку, назначение г-на Вершбоу все еще остается под вопросом, так как в администрации продолжаются обсуждения, вести или нет более жесткую линию в отношении президента Владимира Путина.
Официальные лица Белого дома и госдепартамента на этой неделе не комментировали ситуацию с назначением г-на Вершбоу. "Это частное дело Белого дома", - заявил представитель госдепартамента Ричард Баучер (Richard Boucher).
Однако другие официальные лица отмечают, что задержка с принятием решения по назначению г-на Вершбоу может быть следствием продолжающихся дискуссий касательно политики (в отношении России - прим. пер.) и, возможно, следствием решения понизить статус России во внешнеполитических раскладах администрации. "Это обычно одно из самых важных политических решений, принимаемых новой администрацией в начале своей деятельности, - отметил один специалист по России. - Такое впечатление, что они дают России некий знак".
Некоторые специалисты по России опасаются, что администрация Буша больше не считает жизненно важным интересом Америки активное участие - как это было при администрации Клинтона (Clinton) - в процессах, происходящих в России в период после окончания "холодной войны", особенно сейчас, когда г-н Путин проводит раздражающую Вашингтон внутреннюю и внешнюю политику.
Разница между г-ном Бушем и его предшественником очевидна. Когда президент Клинтон вступил в должность, он попросил одного из своих ближайших советников по политике в отношении России, Строуба Тэлботта (Strobe Talbott), занять пост посла в Москве, однако г-н Тэлботт отклонил это предложение в пользу высокой должности в госдепартаменте, ориентированной именно на Россию и на постсоветское пространство. Тогда г-н Клинтон обратился к Томасу Пикерингу (Thomas R. Pickering), опытному профессиональному дипломату, служившему на посту посла США в Организации Объединенных Наций, и направил его в Москву, как раз в то время, когда российский президент Борис Ельцин боролся за объединение демократических сил против оппозиции националистов и коммунистов.
Г-н Пикеринг пребывал в должности до 1996 года и был заменен Джеймсом Коллинсом (James F. Collins), профессионалом внешней службы, специалистом по России, чей срок пребывания в должности посла заканчивается этим летом.
Россия больше не является полем битвы между коммунистами и демократами, однако от развалившегося Союза г-ну Путину достались в наследство тысячи единиц ядерного оружия, 40 тысяч тонн боевых химических веществ, слабая экономика, большие долги, кровавый сепаратистский конфликт в Чечне и множество других проблем, для решения которых он ищет на Западе как помощи, так и понимания и сотрудничества.
В качестве посла США в НАТО г-н Вершбоу иногда сталкивался с недовольством российских военных и гражданских руководителей расширением НАТО на восток и военным вмешательством альянса на Балканах в 1999 году. Он также всегда последовательно защищал планы Америки построить противоракетный щит над Соединенными Штатами.
В интервью, данном по радио в Москве в октябре 1999 года, г-н Вершбоу использовал аргументы нобелевского лауреата Андрея Сахарова, умершего в 1989 году, для того чтобы убедить российских слушателей в логике противоракетной обороны. Г-н Сахаров был ядерным физиком, и г-н Вершбоу вспомнил его утверждение, что Вашингтон и Москва когда-либо будут способны существенно сократить их ядерные арсеналы, однако они все же будут нуждаться в "ограниченных средствах" для защиты от стран, которые стали обладать оружием массового поражения. "Поэтому Россия должна прислушаться к Сахарову", - сказал г-н Вершбоу радиослушателям.
Выпускник Йельского университета 1974 года, г-н Вершбоу работал с 1979-го по 1981 год в посольстве Америки в Москве и во время правления администраций Рейгана (Reagan) и Буша-старшего был директором управления по делам Советского Союза. В администрации Клинтона он занимал должность в Совете национальной безопасности, в котором он работал над расширением НАТО и над вопросами дезинтеграции бывшей Югославии.
Перевод: Рафаэль Сайдашев