Вашингтон, 5 апреля 2001 года. Последняя эскалация напряженности в отношениях между Соединенными Штатами Америки и Россией, вызванная высылкой обвиненных в шпионаже российских и американских дипломатов, соответственно, из Вашингтона и Москвы, возможно, является самым свежим примером более жесткого, более соревновательного подхода администрации Буша-младшего (George W. Bush) к России. Официальные представители администрации Буша-младшего утверждают, что, в отличие от бывшего президента Билла Клинтона (Bill Clinton) и его команды, которые, говорят они, были слепо "романтичными" в своем отношении к России, их собственные акции являются частью политики, основывающейся на "реализме". Недавно пресс-секретарь Белого дома Ари Флейшер (Ari Fleischer) не менее 10 раз повторил слово "реализм", объясняя новый подход к России. Проблема с заявлениями такого рода заключается в том, что новый "реализм" не отражает реалий нашего мира.
В самом деле, российская политика администрации Буша-младшего практически идентична той, которая проводилась до ухода г-на Клинтона. К примеру, посмотрите, как реагировал президент Буш-младший на арест подозреваемого в шпионаже Роберта Хэнссена (Robert Hanssen). Выслушав рекомендации ЦРУ, ФБР и министерства юстиции США, он решительно выслал из страны офицеров российских спецслужб. Президент Клинтон сделал бы - и делал - то же самое. После ареста в 1994 году Олдрича Эймса (Aldrich Ames) он вышвырнул из США резидента российской разведки в Вашингтоне, самого высокопоставленного и, быть может, самого ценного разведчика, какой только был у России на американской земле. По некоторым оценкам, масштабы недавней высылки являются чрезмерными, но она представляется оправданной, если учесть ущерб, который скорее всего нанес такой специалист в области контрразведки, как г-н Хэнссен.
Аналогичная преемственность прослеживается и в других областях, от позиции по Чечне до озабоченности проблемами распространения (оружия массового поражения в мире - прим. пер.). Действительно, самая крупная перемена в американо-российских отношениях за последний год была обусловлена не переходом власти от г-на Клинтона к г-ну Бушу-младшему, но от Бориса Ельцина к Владимиру Путину.
С приходом к власти в России г-на Путина наступило заметное охлаждение в американо-российских отношениях. При г-не Ельцине США и Россия подходили к любым проблемам, исходя из предположения, что, при всех различиях между ними, проблемы все-таки могут быть решены. Русские работали совместно с нами над проблемами контроля над вооружениями, сотрудничали на Балканах и хотя и с трудом, но проглотили расширение НАТО. Когда что-то не ладилось, "Билл и Борис" встречались и все утрясали. Но никогда не было приятельского дуэта "Билл и Влад". В последний год пребывания у власти администрации Клинтона Вашингтону не удались попытки убедить Россию сохранить свободу прессы у себя дома, проводить менее агрессивную политику по отношению к ее соседям, закончить кровопролитную войну в Чечне и ограничить передачу опасных технологий "государствам-изгоям". И она ничего не добилась в своих попытках принудить Россию согласиться на пересмотр Договора об ограничении систем противоракетной обороны от 1972 года, что было необходимо для начала строительства национальной системы противоракетной обороны США. Провалы этих попыток были связаны не с тем, что в американской политике присутствовал "романтизм" в отношении к России - что бы там ни говорили, но каждая из этих попыток была отражением трезвого реализма, учитывавшего американские интересы - но в том, что они предполагали, что г-н Путин, как до него г-н Ельцин, будет послушным партнером.
Сегодня выбор партнерства зависит в меньшей степени от Вашингтона, и в большей - от г-на Путина и российского народа. Пока что признаки неблагоприятные. Но Соединенным Штатам Америки следует проявлять осторожность, чтобы не допускать чрезмерно сильных реакций. Президента Буша-младшего в его попытках дистанцироваться от внешней политики г-на Клинтона подстерегает опасность загнать г-на Путина еще дальше в угол. Мы должны разъяснить России, что будем оказывать ей поддержку до тех пор, пока она остается приверженной тому курсу, который впервые проложил г-н Ельцин, курсу на демократические реформы внутри страны и сотрудничество с другими странами.
Однако это не значит, что нам не следует принимать меры, если Россия вдруг отклонится от объявленного курса, как это было с делом Хэнссена. Но мы должны выразить надежду, что Россия сумеет воспользоваться всем хорошим, что было в ее истории, чтобы стать позитивной силой в мире. Вот такая политика сгодится и романтикам, и реалистам.
Перевод: Виктор Федотов