Вашингтон, 8 апреля 2001 года. В ответ на решение американского президента Буша-младшего (George W. Bush) построить национальную систему противоракетной обороны (НПРО) российский президент Владимир Путин призвал к созданию ограниченной системы противоракетной обороны для всей Европы. Нам следует приветствовать это российское предложение и постараться использовать его в интересах США. Широко распространено "просвещенное мнение", что Америке, для того чтобы приступить к строительству НПРО, необходимо выйти из американо-российского Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договора по ПРО) от 1972 года. Эта идея в самой Америке воспринимается далеко не однозначно. Наши союзники и друзья, наблюдая за происходящими у нас дебатами по данной проблеме, внесли в них собственную озабоченность, что НПРО будет угрожать России и Китаю. Мы считаем, что американское правительство проявило бы безответственность, если бы оставило свой народ беззащитным в условиях, когда есть явные признаки, что в ряде стран разрабатываются баллистические ракеты, способные доставлять к объектам на территории США ядерное, химическое и биологическое оружие. Нашему правительству необходимо творчески подойти к глобальной проблеме ПРО, чтобы разрешить как наши внутренние, так и международные разногласия.
Одним из многообещающих подходов является возврат к ранее выдвигавшимся предложениям, которые не нашли своего развития в прошлом, предложениям, которые основаны на данном еще президентом Рональдом Рейганом (Ronald Reagan) обязательстве поделиться с другими странами результатами американских исследований в области стратегической обороны. Почти 10 лет назад, в октябре 1991 года, вице-спикер Государственной думы РФ Владимир Лукин заявил, что "мы могли бы вести речь о стратегической оборонительной системе для всего человечества". На следующий год, выступая в Организации Объединенных Наций, идею глобальной оборонительной системы поддержал российский президент Борис Ельцин. В период июня-октября 1992 года США и Россия вели многообещающие (хотя и тайные) переговоры на высоком уровне по вопросу сотрудничества в области ПРО, которые затрагивали темы, выходящие далеко за рамки Договора по ПРО. Президент Путин также призвал к "новым механизмам" защиты от угроз со стороны определенных стран "третьего мира" и выступил за создание "противоракетных зонтиков", чтобы "мы могли совместно защитить всю Европу". Настало время нам, хотя и с опозданием, но все-таки приветствовать инициативы, выдвинутые г-ном Ельциным, г-ном Путиным и другими.
Договор по ПРО предусматривает проведение переговоров между двумя странами по возможным в будущем противоракетным технологиям, основанным на "новых физических принципах". Проинформировав русских, что США желают обсудить их предложения, наряду с другими идеями, нам следовало бы ясно дать им понять, что мы хотели бы в подходящий момент расширить число участников переговорного процесса, подключив к нему страны НАТО, Китай, Японию, Израиль и другие. Целью США могло бы стать создание международного консорциума по ПРО, который бы обеспечил защиту для всех. Следовало бы также дать России понять, что наши усилия по созданию НПРО США будут продолжаться вне зависимости от того, будет или нет наблюдаться прогресс на этих переговорах. Если окажется, что Россия в действительности не была серьезной, когда выдвигала свои предложения, Соединенным Штатам и другим странам НАТО все равно следовало бы создать международный консорциум по ПРО.
Целью такого консорциума могла бы стать разработка в ближайшее десятилетие - на основе передовых научных исследований и дальновидной дипломатии - глобальной системы ПРО, преимуществами которой могли бы воспользоваться все страны мира. Это предложение вполне согласуется с желанием новой американской администрации уменьшить зависимость США от стратегических ядерных сил устрашения, поскольку эффективная глобальная система ПРО приведет к снижению потенциальной ценности как средства устрашения ядерных ракет большой дальности. Сегодня почти во всем мире признают, что технология противоракетной обороны совершенствуется, однако необходимо продолжать работы по созданию высоконадежных транспортабельных систем ПРО. На сегодняшний день значительные усилия вложены в разработку концепций глобальных оборонительных систем космического базирования, которые были бы способны обнаруживать и поражать ракеты задолго до отделения от них боевых блоков, на разгонном этапе траектории, когда вследствие малой скорости полета ракеты наиболее уязвимы. Системы ПРО космического базирования могли бы уничтожать ракеты противника на разгонном этапе, используя обычные, а не ядерные, боеприпасы.
Разработка подобных систем ПРО связана с большими техническими трудностями, но практическая осуществимость основополагающих технологий уже не вызывает сомнений. Если и когда эффективная система ПРО будет создана, необходимо будет выработать протокол пусков ракет во всем мире, вне зависимости от того, входит или нет осуществляющая пуск ракет страна в данный консорциум по ПРО. Участие в совместной программе такого рода отвечало бы лучшим интересам всех ответственных наций, исходя из предположения, что они разделяют цели обеспечения мира и стабильности и избежания угрозы ядерного шантажа или удара.
Некоторые заявляют, что концепция стратегической обороны несостоятельна, поскольку она не исключает возможности использования против нас единичных ядерных зарядов отдельными странами или группами лиц. Однако, признавая, что событие такого рода может иметь катастрофические последствия, следует подчеркнуть, что масштабы разрушений не могут идти ни в какое сравнение с теми, которые были бы причинены нашей стране в случае пуска полудюжины межконтинентальных баллистических ракет с многозарядной головной частью в ядерном, химическом или биологическом снаряжении.
Дипломатические усилия по созданию международного консорциума по ПРО в интересах глобальной защиты от баллистических ракет должны стать нашей жизненно важной инициативой. Участие в консорциуме по ПРО позволило бы нам наилучшим образом обеспечить наши национальные интересы и одновременно внести важный вклад в дело мира и стабильности. Защита нашего народа - принцип, которым нельзя жертвовать. Пришло время отложить в сторону наши разногласия и, под руководством нашего президента, начать работу над достижение внутреннего и международного консенсуса по проблемам глобальной противоракетной обороны.
Перевод: Виктор Федотов