Учитывая, что благоприятные последствия девальвации и высоких цен на товары широкого потребления заканчиваются, ожидается, что темпы экономического роста снизятся по сравнению с показателями прошлого года.
Могущественный бизнесмен Олег Дерипаска, глава "Сибирского алюминия", говорит, что в последующие месяцы перед ним будет стоять одна существенная экономическая проблема: "Проблема крепнущего рубля".
Воспоминания о финансовом кризисе 1998 года начинают уходить из памяти, и одновременно - и даже быстрее, чем многие ожидали - начинают заканчиваться и вызванные им благоприятные последствия. Речь идет о высоких ценах на товары, создавших благоприятную обстановку для экспортеров богатой природными ресурсами России. И, кроме этого, речь идет о девальвации, из-за которой российские товары стали конкурентно способными.
Эти факторы, в сочетании с политической стабильностью, имевшей место в первые несколько месяцев пребывания в должности президента Владимира Путина, способствовали созданию условий для беспрецедентного роста, достигшего в прошлом году 7,7 %. Бюджет был сбалансирован, объем инвестиций начал увеличиваться, у бизнеса появилась по крайне мере среднесрочная перспектива.
И хотя московские магазины отмечают, что показатели продаж престижных и роскошных товаров выходят на докризисный уровень, начинают появляться причины для беспокойства. Прямые инвестиции из-за границы продолжают быть обескураживающе незначительными, а российские акции в последние месяцы плохо котируются. Уровень утечки капитала продолжает оставаться высоким.
Премьер-министр Михаил Касьянов не способствовал улучшению международной репутации России, когда в начале этого года дал понять, что правительство может не выполнить свои обязательства перед Парижским клубом кредиторов. Вскоре ему пришлось отказываться от своих слов.
Инфляция увеличивается, а показатели годового роста в феврале составили всего 0,8 %, четвертый месяц подряд являясь наихудшими. Андрей Илларионов, экономический советник г-на Путина, предсказывает, что к концу года показатели роста могут составить 0 %. С его мнением соглашаются и бизнесмены, например глава влиятельной компании "Альфа-групп" Михаил Фридман.
Многие экономисты предсказывают, что рост будет незначительный. Алексей Заботкин из брокерской компании "Объединенная финансовая группа" предполагает, что ВНП в этом году увеличится только на 1,5-2 %. Даже Эл Брич (Al Breach), экономист по России из фирмы "Goldman Sachs", самый оптимистичный из всех, заявляет, что, исходя из текущих условий, можно предсказать рост в 2001 году от 3,5 до 4 %.
"Последствия девальвации практически исчезли", - считает г-н Заботкин. Он утверждает, что повышение цен за прошедшие три года было таково, что реальный обменный курс достиг 90-процентного уровня 1996-97 годов, и "это начинает сказываться негативно".
Г-н Путин сам заявил в своем обращении к нации на прошлой неделе: "Условия, обеспечивающие устойчивый рост, к сожалению, не созданы┘ Если сегодня не начать активно действовать, в том числе в осуществлении структурных реформ, - завтра можно войти в длительную экономическую стагнацию. Мы по-прежнему живем преимущественно в "рентной", а не в производительной экономике".
Проблема в том, что пока он проводил в прошлом году политические реформы - в особенности централизировал и укреплял власть, и ослаблял чрезмерное влияние некоторых олигархов на исполнительную власть, - его администрация гораздо медленнее работала над широким кругом вопросов экономических реформ.
Одна из наиболее важных предпринятых в прошлом году мер касается налогов. Пока еще рано оценивать последствия введения единой ставки подоходного налога в 13 процентов. Изменения в корпоративном налогообложении - особенно установление новых видов расходов, которые могут быть вычтены из налогооблагаемой базы - являются в большой степени либеральными, хотя они еще и не вступили полностью в силу.
Однако уже есть и признаки улучшения ситуации, особенно в сфере осуществления работодателями выплат на социальное обеспечение, что привело к существенному увеличению доходов государства. Также начали снижаться тарифы. Однако в последнее время таможенная служба стала более бюрократичной.
Прогресс в проведении реформ в других областях менее значителен. Реструктуризация российских естественных монополий - газовой, электрической и железнодорожной - все еще в повестке дня. Высказывания г-на Путина по данному вопросу показывают, что он склоняется в пользу перемен. Однако появляются признаки, что принятие решения будет отложено.
В законодательной повестке дня стоит еще целый ряд иных амбициозных реформ, направленных на уменьшение государственного долга, ужесточение банковского законодательства, либерализацию продажи земли и усиление правовой системы. Однако многие наблюдатели скептично относятся к тому, что они могут быть проведены в ближайшее время и должным образом.
Г-н Брич утверждает, что даже если эти проводимые под руководством государства изменения будут происходить медленно, настоящий толчок для роста буден дан частным сектором. Ярослав Лиссоволик из брокерской компании "Ренессанс" добавляет к этому: "Финансирование компаний должно происходить не только за счет собственных средств, но и за счет корпоративных займов".
Пример г-на Дерипаски может послужить прецедентом. Он недавно получил разрешение объединить свой "Сибирский алюминий" с металлургическими активами влиятельного олигарха Романа Абрамовича, с целью образования "Русского алюминия". Он объясняет, что причиной сделки послужила необходимость повышения эффективности и привлечения новых финансов.
Однако он держит в тайне, сколько средств он планирует инвестировать, и не собирается привлекать внешних акционеров. Его действия в ближайшие месяцы позволят показать, насколько глубоки в действительности изменения, происходящие в российской экономике.
Перевод: Рафаэль Сайдашев