Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"The Financial Times": Взаимоотношения между Россией и Европейским Союзом

"The Financial Times": Взаимоотношения между Россией и Европейским Союзом

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Расширение Евросоюза и расширение НАТО √ не одно и то же. Первое для России хорошо, а второе √ плохо.

Взаимоотношения между Россией и Европейским Союзом, долгое время заключавшиеся в дипломатических общих словах, в этом году сосредоточились на российском анклаве - Калининградской области.

Прогресс в подготовке Евросоюза к принятию в свои ряды стран бывшего советского блока заставил Россию серьезно задуматься о будущем Калининграда.

Эта область, находящаяся на берегу Балтийского моря, будет отделена от России двумя новыми членами Евросоюза, Польшей и Литвой, которые пополнят ряды ЕС после его расширения. Пути снабжения имеющих большое значение калининградских военных баз будут проходить через территорию ЕС. Еще более беспокоит Россию то, что Польша уже является членом НАТО, а Литва планирует присоединиться к Альянсу.

В начале Россия очень подозрительно относилась к расширению Евросоюза, напрямую связывая это с расширением НАТО однако президент Владимир Путин призвал официальных лиц различать эти два явления, и считать расширение ЕС благоприятным для России фактором, самым решительным способом возражая при этом против расширения НАТО.

В этом году доклад Европейской Комиссии о том, как расширение повлияет на Калининград, добавило воды на мельницу отношений Россия-ЕС. Москва была приятно удивлена выражающим стремление к сотрудничеству тоном доклада. ЕС использовал возможность наполнить реальным содержанием взаимоотношения с Россией. Как отметил в Москве один из дипломатов Евросоюза: "Калининград - это только пример. Он проложит путь будущим европейско-российским отношениям".

Однако еще предстоит долгий путь улучшения связей. Во-первых, Калининград вызывает некоторые непростые вопросы, как и расширение в целом. Во-вторых, общая цель взаимоотношений между Россией и ЕС все еще не определена. В-третьих, существует риск, что российско-европейские отношения будут вовлечены в более глобальные споры о расширении НАТО, дискуссии о горячих точках наподобие Балкан и роли США в Европе.

Россия более всего озабочена тем, что Калининград не должен быть отрезан. Жители анклава могут потерять право безвизового въезда в Польшу в этом году, и в Литву в течение ближайших лет, так как эти страны ужесточают въездное законодательство. Москва хочет, чтобы в будущем было как можно меньше ограничений. Дипломаты ЕС говорят, что самое большее, на что Россия может рассчитывать - это эффективный и недорогой режим многократных виз.

Также Россию тревожат вопросы снабжения региона энергией. Она уже озвучила планы построения новой электростанции для гарантированного самообеспечения. Представители Евросоюза отмечают, что шаги Литвы, направленные на то, чтобы сделать ее энергосеть совместимой с сетью Западной Европы, не означают, что существующие связи с российской энергосистемой будут нарушены.

Военные перевозки также представляют собой проблему. Высказанное в докладе Еврокомиссии предположение, что право России на перевозку грузов через Литву должно быть "изучено", вызывает беспокойство в Москве.

Тем не менее, ЕС хочет использовать Калининград в качестве теста развития сотрудничества. Например, Комиссия предложила за средства ЕС изучить энергетические нужды региона. Не исключено, что такое исследование может привести к дальнейшему сотрудничеству, например, к соглашениям об обмене энергией.

Однако ЕС не собирается делать из Калининграда какой-либо исключительный случай. В частности, он выступает против заключения новых соглашений, заявляя, что общий договор о сотрудничестве и взаимодействии, подписанный между Москвой и Брюсселем, полностью распространяется и на российский анклав.

Что касается расширения в целом, то, как заявил заместитель министра иностранных дел Иван Иванов, Россия видит ясную экономическую выгоду от приближения зоны экономического процветания Евросоюза к своим границам. Однако, должен быть урегулирован целый ряд деталей, включая визовой режим, тарифные и бестарифные торговые барьеры, технические стандарты, поставки российского газа в Европу, и права этнических русских в Латвии и Эстонии.

Г-н Иванов также выразил озабоченность принятием в союз кандидатов с антироссийскими настроениями.

Он заявил: "В этих странах наблюдается некоторая антироссийская риторика. Очень важно не трансплантировать эту риторику в состав Евросоюза ┘ Лучше не повторять исторические ошибки".

Сергей Караганов, сопредседатель Совета по внешней и оборонной политике, аналитик, считает, что реальная проблема России заключается в той дистанции, какая лежит между ней и Евросоюзом в повседневных вопросах, таких как технические стандарты.

"Если есть желание сблизиться с ЕС, то необходимо принять законы и правила ЕС", - заявляет г-н Караганов, основывающий группу для лоббирования укрепления связей с Евросоюзом.

Как бы то ни было, даже в политической элите нет единой поддержки сближения с ЕС. По мнению г-на Караганова, в то время, как часть людей, окружающих президента Владимира Путина, являются четко выраженными сторонниками ЕС, другие настолько отвергают Запад, что предпочитают сближение с иными странами, включая Китай и Иран.

Это чувство неприятия опирается частично на от неудачи поддерживаемых Западом российских экономических реформ в 1990-х годах, на экономический кризис 1998 года, на натовские бомбардировки Югославии, близкого союзника России. Одни российские эксперты делают различие между ЕС и НАТО, однако другие предпочитают это различие не замечать.

Многое будет зависеть от развития отношений между Россией и НАТО. Генерал Леонид Ивашов, начальник Управления международного военного сотрудничества Министерства обороны, утверждает, что Альянс все еще является основной угрозой России. По словам генерала Ивашова, расширение на восток, особенно в Прибалтику, где все страны подали заявку на вступление в Альянс, приблизит военную мощь НАТО ближе к России.

Тем не менее, западные дипломаты говорят, что это еще не является важнейшим вопросом, так как Альянс еще должен решить, будет он расширяться или нет, на саммите в следующем году. Еще не ясно, будет ли он торопиться вперед, учитывая трудности, с которыми НАТО столкнулось при интеграции вооруженных сил трех центрально-европейских государств, Чешской Республики, Венгрии и Польши, принятых в НАТО в 1999 году.

По мнению Запада, не может идти и речи о том, чтобы дать России право вето на членство прибалтийских государств в НАТО, однако расширение может, например, быть отложено.

Новая администрация США должна еще показать себя. Пока она больше внимания уделяет продвижению идеи национальной противоракетной обороны, так называемого щита. Россия видит в этом угрозу двусторонним соглашениям по контролю над вооружениями, обозначенным в Договоре по ПРО 1972 года и последующих договорах. Однако Москва ослабила этот аргумент, предложив создать европейский щит.

Такие попытки разделить Европу и США десятилетиями были частью российской дипломатии. Однако в Западной Европе считают, что сегодня шансов добиться в этом успеха не больше, чем в прошлом.

"Предпочтут ли европейцы Россию Соединенным Штатам? Я так не думаю", - заявил один западный дипломат.

Перевод: Рафаэль Сайдашев