Идея сколь убедительна, столь и амбициозна. Не желая мириться с положением, когда встречаются и заседают всегда лишь одни главы правительств, за столом собираются представители политической, экономической элит, ведущие представители культуры и в обстановке полной откровенности, без помех обсуждают, как и что можно улучшить в отношениях двух народов. Форум "Беседы в Кенигсвинтере", участниками которого уже в течение десятилетий являются Германия и Великобритания, принял формы, достойные подражания. Это мероприятие уже давно стало синонимом бесконфликтности германо-британских отношений в самом широком плане. Причем не только на правительственном уровне.
Почему бы русским и немцам не попробовать таким же образом попытаться лучше понять друг друга, подумали Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) и президент Владимир Путин. В памяти еще свежи воспоминания о германском нападении на Советский Союз, несмотря на все симпатии, русские все еще не доверяют немцам. Есть в чем упрекнуть другую сторону и немцам. Поэтому канцлер и президент протрубили сбор ряду известных экспертов своих стран. Среди них - политики, боссы от экономики, представители культуры, ученые, преподаватели высших учебных заведений, журналисты. Они должны были обсудить в рамках форума "Петербургский диалог", работа которого была рассчитана на полтора дня, пять тем: "Политика и гражданское общество", "Образование и наука", "Культура", "Экономика" и, наконец, "Средства массовой информации". То, что в форуме приняли участие не только эксперты из России и Германии, было предусмотрено его программой. Форум "Петербургский диалог" в меньшей мере должно было отличать тонкое знание его участниками своего предмета и в большей - максимальная открытость.
Никто не ожидал здесь каких-либо конкретных результатов, которые бы могли иметь широкий резонанс. Знакомство, принятие к сведению различных мнений - это уже результат. Многие главные редактора и руководители крупных информационных компаний из Германии просто не представляли себе, как трудно приходится, например, российским СМИ в регионах, поскольку те находятся в огромной зависимости от местных властей и губернаторов. То, что в России не сформировалась однозначное и позитивное отношение к свободе средств массовой информации, нашло свое отражение в замечании представителя немецких СМИ Петера Бениша (Peter Boenisch): "Десять русских - 16 мнений". Бросается также в глаза разноречивость в понимании того, существует ли в России гражданское общество. По мнению политика либерального толка Игоря Артеньева, это уже свершившийся факт. В то же время близкий к Кремлю публицист Глеб Павловский утверждает, что существование такого общества вообще нереально.
Несмотря на свой юный возраст, форум принес настоящий успех: все его участники поддержали, например, предложение о создании российской академии в Берлине и совместного института истории германо-российской истории. Одного этого, конечно, недостаточно. Состав органов позволяет заметить, что "Петербургский диалог" пока еще нельзя называть действительно гражданским форумом, который бы давал возможность соединять имеющие в большей или меньшей мере выраженные черты гражданские общества двух государств. Среди членов обеих делегаций было много уважаемых господ с высокими титулами, но очень мало - женщин и еще меньше - молодежи.
Встреча, на которой не было практиков
К этому можно добавить, что среди участников форума практически не было представителей неправительственных организаций. Таких практиков, знакомых с немецкой и российской повседневной жизнью, не хватало, прежде всего, с московской стороны. При этом существуют, например, "Мемориал" - организация, защищающая права человека, или Фонд гласности. Эти организации не всегда удобны, но у их членов есть, что сказать о положении в России. Однако, российская сторона, очевидно, не захотела приглашать таких людей. Иначе, почему депутат Думы Олег Морозов говорил, что при составлении списка участников старались включить в него "настоящих практиков от политики". Такие организации, как "Мемориал", за столом форума видеть не хотели.
Если это повторится и на следующей встрече, которая состоится в Веймаре, то германо-российскому диалогу будет оказана медвежья услуга. Знакомство друг с другом двух народов предопределяет также четкое представление и понимание внутренних конфликтов в стране. Это касается как немецкой, так и российской стороны.
Перевод: Владимир Синица