Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Tages-Anzeiger" (Швейцария): "Гонка началась"

"Tages-Anzeiger" (Швейцария): "Гонка началась"

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Женевский процесс по делу Бородин&Co. √ увлекательное занятие для швейцарских юристов.

Женевский процесс по делу Бородин&Co. - увлекательное занятие для швейцарских юристов.

Женевский прокурор Бернар Бертосса (Bernard Bertossa) призвал освежить в памяти прошедшие события: в ноябре 1998 генеральный прокурор Юрий Скуратов попросил швейцарскую адвокатуру об оказании профессиональной помощи в деле Павла Бородина. Просьба основывалась на подозрении, что Бородин, тогдашний управляющий делами Президента РФ, и некоторые другие российские функционеры в результате личного обогащения открыли счета в швейцарских банках. В бумаге абсолютно ясно указывалось в чем именно подозревается Бородин в России: в злоупотреблении служебным положением и пассивной коррупции.

По этой просьбе Берн оказал помощь российской юстиции. Одновременно в Женеве Бертосса начал собственный процесс по делу об отмывании денег. По ранее сформулированному в Москве подозрению в поле зрения правоохранительных органов попал косовский албанец Беджет Паколли (Behgjet Pacolli), получивший гражданство в Тессине, и его компания "Мабетекс". Однако, по мнению женевского судебного следователя Даниэля Дэво (Daniel Devaud), машиной для отмывания денег служила строительная фирма в Тессине "Мерката", принадлежащая россиянину Виктору Столповскому.

Бородин, предположительно получивший самую большую выгоду от "комиссионных выплат" из Тессина, содержится в Женеве в следственном изоляторе. Даже защита не может закрыть глаза на то, что у ее клиента есть или, по крайней мере, был доступ к счетам в швейцарских банках, хотя сам подзащитный утверждает, что за границей у него нет ни единого су. Конечно, на данный момент и Бородин, и его главный противник лишились своих должностей. Московская генеральная прокуратура в нынешнем своем составе твердо придерживается позиции "Ничего не было и быть не могло".

Эту ахиллесову пяту женевского процесса защита пытается обернуть себе на пользу. В Швейцарии речь может идти об отмывании денег только в том случае, если они были получены в результате преступления. "Как можно здесь, в Швейцарии, обвинять кого-то в отмывании денег, если преступления, в результате которого они, якобы, были получены, в той стране существует?", удивляется Доминик Понсе (Dominique Poncet), звезда среди адвокатов Бородина.

Несмотря на попытки, предпринимаемые Дэво, Бертосса считает, что "в основе девяти случаев по отмыванию денег Швейцарии из десяти лежат преступления, совершенные в других странах, где принципы правого государства реализуются на практике не на должном уровне". "Деньги, заработанные на продажи наркотиков - это грязные деньги, даже если они пришли из государств Латинской Америки, которые, может быть, на данный момент терпят торговлю наркотиками из соображений экономической и политической целесообразности. Несмотря на это, мы, когда такие деньги оседают в здешних банках, придаем особое значение четкому выполнению законов, действующих в Швейцарии".

Такой же логике следовали женевские судьи, принявшие меры в отношении русской номенклатуры, которая рассматривает свое государство в качестве магазина самообслуживания. В принципе с ними согласен Никлаус Шмидт (Niklaus Schmidt), эксперт в области экономической преступности, являвшийся до 1999 года профессором по уголовному праву в Цюрихском университете. "Процессы, которые открываются здесь по поводу отмывания денег, - говорит Шмидт, - должны проходить независимо от того, ведется ли уголовное преследование в отношении человека, совершившего это деяние. Это более чем очевидно. Однако именно тут-то и появляются трудности".

Цюрихский специалист по уголовному праву поясняет на конкретном примере, как могут выглядеть такие трудности. Российская юстиция закрывает глаза на возможные противозаконные действия, в результате которых грязные деньги утекли на счета в Швейцарии? "В этом случае, говоря проще, отсутствие приговора относительно совершения за рубежом возможного, предваряющего основное преступление деяния, например, злоупотребление служебным положением, компенсируется тем, что процесс открывается в Швейцарии".

Таким образом, следователь в данном случае должен представить свидетельства, доказывающие не только факт отмывания денег, но и факт совершения преступления за рубежом, предваряющего это отмывание. "Совершенно невозможная вещь, если об этом просит зарубежная страна", - оценивает ситуацию Шмидт.

И вот недавно Обвинительная палата Женевы сняла арест со счетов фирмы "Мерката", которые полгода назад блокировал Дэво. Основание: судебный следователь до сих пор не смог представить свидетельства, которые бы подтверждали подозрения, связанные с событиями в России.

На этот счет у Шмида, специалиста по праву взыскания, есть собственное мнение. Вынужденные меры, объясняет он, необходимы на первоначальном этапе расследования. Однако, с течением времени количество доказательств, подтверждающих виновность подозреваемого лица, должно увеличиться, дабы подтвердить правомочность принятых мер. "Если же инстанция, занимающаяся рассмотрением кассационных жалоб, не в состоянии выполнить это требование, то ее компетентность оказывается под вопросом".

Однако, эта инстанция не занимается вопросами виновности или не виновности. Ее решение не влияет на освобождение Бородина. "Гонка в Женеве началась", говорит Шмид. И он не исключает, что "женевским судьям удастся невозможное".

Перевод: Анна Черемушкина, Владимир Синица