Представления, сложившиеся на Западе о российской мафии, отдают наивностью, считают в Федеральном ведомстве полиции Швейцарии. На самом деле все намного сложнее.
Русская мафия - кто о ней не слышал. Она грабит государственную казну бывших стран восточного блока. Она отмывает грязные деньги в Швейцарии, похищает женщин и принуждает их к занятию проституцией. Она скупает в нашей стране через подставных лиц целые кварталы, чтобы потом, в буквальном смысле слова, выедать их изнутри. Все это происходит, в зависимости от преступной фантазии, через сделки с оружием, наркотиками, торговлю плутонием и органами человеческого тела.
Таковы представления. В действительности все выглядит сложнее. Картину о деятельности преступных группировок из восточных стран рисует в своем докладе за 1999 год Федеральное ведомство полиции. В прямых или опосредованных связях с российскими преступными организациями подозреваются 700 человек, 200 фирм, зарегистрированных или имеющих свои представительства в Швейцарии. 150 человек, включая швейцарцев и иностранцев, 90 предприятий подозреваются полицией в причастности к преступным деяниям. Наиболее частыми преступлениями, говорится в докладе, являются отмывание денег, мошенничество и участие в преступных группировках. Свою преступную деятельность мафиозные группировки распространяют, прежде всего, на финансовый сектор, соответственно они активны в крупном районе с центром в Цюрихе, в Западной Швейцарии и в Тессине - важнейших экономических центрах Швейцарии. В своем докладе Федеральное ведомство особо останавливается на случаях с Бородиным/ "Мабетекс" и Березовский/Аэрофлот.
Впрочем, криминалисты-аналитики видят исходящую с Востока опасность для роста преступности не только в финансовой сфере, но и в сфере так называемой базовой преступности. Как подчеркивается в аналогичном документе за 1998 год, классической сферой приложения усилий организованной преступности является торговля женщинами. Она включает их отбор в странах происхождения преступных группировок, переправку и принуждение к незаконному занятию проституцией. В секс-клубах и секс-салонах становится все больше проституток из стран бывшего восточного блока. Они попадают в Швейцарию под видом туристок и нелегально занимаются своим делом.
Швейцарцы в роли швейцаров
Бывшие государства восточного блока занимают все большее место и в международной торговле наркотиками. С большим отрывом от них лидирует Афганистан, откуда в Европу поступает большая часть готового для употребления героина. Действительно, важнейшие контрабандные пути в Западную Европу пока еще ведут через Иран, Турцию и балканские страны. Однако, как отмечают в своем ежегодном докладе за 2000 год эксперты ООН, занимающиеся проблемами распространения наркотиков, героин и опиум все чаще и чаще попадают в Россию через страны Средней Азии. Главный российский охотник за наркодельцами Александр Сергеев уже сегодня предупреждает, что в будущем героин будет поступать контрабандным путем в Западную Европу через Россию.
Что же представляют из себя мафиози, которые столь активны в Швейцарии? Как они действуют? И что предпринимают в отношении их органы власти? Ясно одно: в широком плане преступные группировки берут свои корни не только в России. Благоприятная почва для их роста существует и в других бывших странах восточного блока, например, в Узбекистане или Польше. С падением "железного занавеса" десять лет назад эти группировки стали поднимать свою голову также в Западной Европе, в разных странах в зависимости от вида преступной деятельности. Исходя из этого, они являются по своему составу многонациональными. Вот один из примеров. Румынский торговец женщинами поставляет из Румынии и Молдавии танцовщиц в ночные клубы Швейцарии, Германии, Люксембурга и Японии. Его помощники и пособники в Румынии являются его соотечественниками, посредники и покупатели - швейцарцы, немцы или граждане других государств, в зависимости от страны назначения.
В Западной Европе мафиозные группировки из восточных стран занимаются наряду с нелегальным и вполне легальным бизнесом. Например, в какой-то определенной стране, например, в Швейцарии, еще только нащупывая почву, они въезжают туда с соблюдением всех формальностей и устанавливают контакты. И приступают к своим преступным делам, лишь только наладив широкие связи. Так, предприниматели из стран Средней Азии создали с участием нескольких швейцарцев торговую фирму, которую затем постоянно обворовывали ее иностранные компаньоны. В момент создания фирмы швейцарцы ничего не подозревали и думали их партнеры - это люди, имеющие хорошие связи в правительственных кругах своей страны. Это не единичный случай. Швейцарцы то и дело берут на себя роль швейцаров, открывающих дверь в свою страну. Введенные в заблуждение рассказами своих иностранных партнеров о связях в высоких политических кругах, они ошибочно воспринимают это как гарантию серьезных намерений. Установить, являются ли в данном случае швейцарцы жертвами или соучастниками, тяжело. Привлечь их к правовой ответственности практически невозможно.
Однажды созданная преступной организацией широкая сеть знакомств часто остается стабильной на протяжении длительного периода времени. Даже если ее отдельные члены арестовываются и приговариваются к тюремному заключению, исчезают или даже гибнут. Например, один швейцарец делал свой бизнес в районе Цюриха на том, что поставлял польских и чешских девушек "по вызову". В 1995 году он был арестован и этой весной был приговорен по статьям поощрение проституции и нарушение закона об иностранцах к тюремному заключению. Однако есть подозрения, что его бывшие поставщики, торговцы женщинами из Польши и Чехии, и сегодня продолжают переправлять проституток контрабандным путем в Швейцарию. Теперь получатель "товара" уже другой швейцарец. Он тоже занимается предоставлением так называемых сопутствующих услуг в агломерации с центром в Цюрихе.
Семь антимафиозных приговоров
Полиция и юстиция часто оказываются беспомощными пред организованными преступными группировками из государств бывшего восточного блока. Этому есть две причины...
Первая заключается в недостаточном использовании существующих законов. Например, было всего лишь несколько прецедентов осуждения собственно по статье "Антимафия - штрафные нормы" - статьи 260t Уголовного закона Швейцарии, введенной в действие в 1994 году. По данным Федерального ведомства по статистике, до 1998 года по этой статье было вынесено всего семь приговоров. Однако даже тогда "Антимафиозный закон" показал свою низкую эффективность. Подследственные, так или иначе, все равно были бы осуждены за отмывание денег, за преступления, связанные с наркобизнесом, мошенничество и укрывательство. Аналогичная ситуация с законами, связанными с отмыванием денег или преступлениями сексуального характера. В случаях с преследованием за отмывание денег исключительно трудно добывать доказательства того, что отмываемые деньги получены действительно преступным путем. В случаях же с проституцией зачастую отсутствуют обвинительные показания свидетельниц, которые могли бы способствовать изобличению сутенеров. Полиция сразу же после ареста свидетельниц, а это, как правило, иностранные проститутки, сразу же отправляет их, следуя Закону об иностранцах, на родину. Вторая причина кроется в недостаточном уровне сотрудничества между отдельными полицейскими участками и органами следствия. Это касается сотрудничества, как между кантонами, так и между Швейцарией и Востоком. Например, совсем редко используется форма запроса об оказании правовой помощи в сфере международной торговли женщинами, хотя ее инспираторы продолжают активную деятельность в странах, откуда эти женщины поступают.
Сотрудничество, отягощенное подозрениями
В связи с этим ООН встала на новый путь в борьбе с международной преступностью. Речь идет об оказании правовой поддержки прямо на местах. Так, например, в октябре прошлого года на конференции по вопросам безопасности и стабильности в Средней Азии встречались эксперты, специализирующиеся по проблемам безопасности, со всего мира, в том числе из Швейцарии, Узбекистана. Договоренности об улучшении сотрудничества с местными органами власти в борьбе с торговлей наркотиками достигаются непосредственно на местах. Правда, есть в этом одна заковыка: ООН сотрудничает с органами, которые, порой, сами подозреваются в занятии торговлей наркотиками. Несмотря на это, проект может стать путеводным в деле борьбы с организованной преступностью. Благодаря более интенсивным контактам между органами полиции и следственными органами, государства будут вынуждены серьезнее относиться к своим обязанностям.
Перевод: Владимир Синица