Россия заняла примирительную позицию в отношениях со своими крупными кредиторами, но она пока не готова говорить о долговых отношениях со странами бывшего Совета экономической взаимопомощи.
В настоящее время Москва вновь демонстрирует крупным группам кредиторов и МВФ свою примирительную позицию. Однако, когда погашения или реструктуризации долгов от Москвы требуют страны Центральной Европы, входившие прежде в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), они получают пренебрежительный отказ.
В начале этого года Россия не привела в исполнение свою угрозу и продолжила выполнение международных долговых обязательств. Встреча канцлера ФРГ Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder) с президентом Путиным перед пасхой, если и не принесла заметного результата в решении проблемы реструктуризации долгов, то, во всяком случае, еще раз продемонстрировала, что Кремль не ищет новых скандалов, а хочет придерживаться гибкой, быть может, даже примирительной позиции. Однако все это относится только к странам-кредиторам, входящим в Парижский клуб, а также к частным кредиторам Лондонского клуба и к Международному валютному фонду (МВФ). Если же речь заходит о бывших братских странах, которые вместе с Советским Союзом входили в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), все выглядит совершенно иначе.
Бартерные сделки┘
После развала Советского Союза Россия официально взяла на себя долги и активы, образовавшиеся в рамках сложной схемы торговых отношений, существовавшей в СЭВ. При этом эти долги и активы она рассчитывает при соотношении рубля к доллару США, как 1:1. Такого подхода Москва, в частности, придерживается по отношению к таким своим должникам, как Куба. И сегодня она настаивает на том, что переводной рубль (применявшаяся в СЭВ единица расчетов) равен стоимости одного доллара США. Однако, в своих долговых отношениях со странами-кредиторами Центральной Европы Россия с недавних пор стала "предлагать" совсем иное соотношение рубля к доллару. Обменный курс, утверждают ее представители, был, якобы, ориентирован на реальную стоимость проводившихся тогда сделок. Сокращение на 40% долговых обязательств, составляющих 6,4 млрд. долларов США в пересчете на переводные рубли и погашения которых добивается от России Германия в зачет долга Москвы перед бывшей ГДР, это еще не самый худший вариант. То, что в последние недели Россия предлагала Праге и Братиславе, вообще напоминает стандарты, которые применялись для стран Латинской Америки в момент, когда они оказались в долговой яме.
Словакии незадолго до встречи немецкого канцлера и президента России в Санкт-Петербурге было обещано вернуть только 22% от общей суммы долга в 1,2 млрд. долларов США. Москва обещает вернуть деньги наличными, если страна откажется от остальной части долга, то есть его 78%. Заставить Братиславу дать ответ пока не удалось. Министр экономики Любомир Харах (Lubomir Harach) хотел бы довести ту часть суммы, которая должна возвращаться деньгами, до 40%. Заместитель премьер-министра Иван Миклос (Ivan Miklos) колеблется, считая, что в случае увеличения этого показателя, что до сих пор было обычным делом, он получит не наличные деньги, а товары (уголь, графитовые стержни для атомных реакторов, самолеты и т.д.), на которые Москва устанавливает фиксированные цены. В последние годы ей за счет таких поставок уже удалось "погасить" часть своего долга перед Словакией на сумму 300 млн. долларов США. По оценке руководителя братиславской неправительственной организации "Think tanks" Марека Якоби (Marek Jakoby), перерасчетная стоимость трех поставленных в погашение долгов пассажирских самолетов Ту-145 оказалась в четыре-пять раз выше их рыночной стоимости. Парламент намерен до начала словацко-российских переговоров на уровне экспертов, которые пройдут летом этого года, сформулировать на этот счет обязательные правила. Однако, Якоби опасается, что (близкие к правительству) организации, занимавшиеся реализацией российских товаров, поступавших в счет долга, будут все остающееся до переговоров время жестко лоббировать свои интересы. Эти организации, по его словам, заинтересованы в таких сделках: сделках имеющих непрозрачный характер и открывающих возможности для коррупции.
┘ и дисконтные скидки
Еще печальнее выглядит ситуация с переговорами по долгам с Чешской республикой, которая считает, что Россия должна ей 3,6 млрд. долларов США. В начале месяца теперь уже бывший чешский министр финансов Павел Мертлик (Pavel Mertlik) вернулся из Москвы. Получил там аналогичное предложение о погашении лишь 22% долга. Впрочем, с одной разницей: наличных денег уже не будет, будут товары и посредники с их непрозрачной деятельностью. При этом Прага лишается свободы в определении посредников, которым должны переуступаться долги. Москва признает только одного покупателя: обосновавшуюся в Праге компанию "Falkon Capital", за которой, очевидно, стоит российский капитал. Чешская пресса пишет об этой компании как о мафиозном предприятии. А министерство внутренних дел предлагает в своем докладе не переуступать государственные долги организациям, если есть опасения, что они скроются, так ничего и не вернув. Тон общения между бывшими братскими странами стал жестким. В частности, что касается бартерных сделок, то Россия обещает выполнять пожелания Чехии. Однако у министерства обороны в Праге есть основания опасаться, что стране, которая в настоящее время переходит на новые боевые самолеты, могут предложить Миг-29. В Москве в адрес Мертлика высказывались соответствующие пожелания.
О московского должника продолжает обламывать зубы и Болгария. Заместители министров финансов, экономики и министра обороны приезжали в середине месяца в Москву на переговоры о погашении Россией долга в сумме 100 млн. долларов США. Возвратились домой ни с чем, даже не получив конкретного срока проведения следующего раунда переговоров. После их отъезда заместитель министра иностранных дел России не без язвительности в голосе обвинял Болгарию в предубеждениях, которые обременяют отношения между двумя странами. В своем официальном заявлении он сослался на то, что в счет погашения долгов в Болгарию уже отправлены промышленное оборудование и военное имущество, но там почему-то этот факт не принимается во внимание. Он напомнил о соглашении, подписанном в 1995 году. Этот договор предусматривал поставки оборудования на металлургический завод в местечке Кремиковски. Но оно пришло туда тогда, когда этот завод был уже приватизирован, и интерес к поставкам пропал. С военным имуществом, посланным в Софию, военным болгарская армия не знает что делать.
Еще неизвестен исход переговоров о погашении долгов Россией перед Югославией. Они были начаты во второй половине февраля по инициативе главы югославского правительства Зорана Джинджича (Zoran Djindjic). Белград пытается найти выход даже из безнадежного положения, предлагая России сальдировать ее долги долгами, сделанными Слободаном Милошевичем (Slobodan Milosevic) за поставки газа. Аргумент российской стороны в пользу того, что сумма долговых претензий в переводных рублях должна измеряться стоимостью поставлявшихся тогда товаров, в данном случае не действует, поскольку Югославия не являлась членом СЭВ, и все расчеты производились в долларах США. Можно не рассчитывать, что стороны смогут быстро договориться. Сначала договориться о том, как поделить свои претензии к Москве, должны преемники Социалистической Федеративной Республики Югославия. Согласно предварительным расчетам, Сербия и Черногория, от лица которых может говорить Джинджич, должны получить около 1,5 млрд. долларов США.
Перевод: Владимир Синица