Москва, 17 апреля 2001 года. Вчера президент Путин снова приступил к работе после пасхальных праздников, которые продемонстрировали всему миру, что его власть у себя дома практически никем не оспаривается. Они также показали, что статус России на международной арене продолжает идти на убыль. Почти не замеченным в фуроре событий вокруг захвата независимой телестудии "НТВ" охранниками, которых поддержало государство, прошло подтверждение, что первая встреча г-на Путина с президентом США Бушем-младшим (George W. Bush) состоится не ранее, чем через 3 месяца, на саммите "Большой восьмерки" в Италии.
Сигнал из Вашингтона - что Москве давно пора согласиться на свою менее важную роль в мировых делах - едва ли мог быть более понятным, поскольку даже представитель чеченских повстанцев был принят администрацией Буша-младшего. Это случилось после губительной встречи на высшем уровне в Германии, на которой германский канцлер Герхард Шредер (Gergard Scroeder) вежливо отклонил российскую просьбу об особых отношениях в целом ряде вопросов. Эти два эпизода способствовали приступу необычно откровенного самоанализа в рядах московской медиа-элиты. "Какую цель преследует наше авторитарное государство ленивых бюрократов? - спрашивает в газете "Сегодня" Леонид Радзиковский в то время, как братская телестудия "НТВ" начала последние 24 часа своего независимого существования. - Все, на что они способны, так это воровать и присваивать казенное имущество, ничего больше". Вчера вечером стало известно, что газета "Сегодня" закрывается. Издательство "Семь дней" опубликовало заявление, что прекращает финансирование выпуска этой либеральной газеты. Вскоре после этого ее главный редактор Михаил Бергер объявил, что газета прекращает свое существование. "То, что произошло с газетой "Сегодня", просто завершает процесс искоренения оппозиционных средств массовой информации", - сказал он.
Из встречи с германским канцлером следует извлечь урок, писала газета "Известия", что "России пора привыкать к мысли о том, что Запад уже не считает ее ни великой белой надеждой, ни черной дырой на политической карте мира". Г-ну Путину такие высказывания не поднимут настроение после целого года усилий по консолидации своей власти в стране и попыток восстановить внешнеполитический престиж России до уровня, приближающегося к советским временам. Большинство аналитиков считает, что он хотел набрать козырей для переговоров с Вашингтоном, когда бы они ни начались, по проблемам контроля над вооружениями и противоракетной обороны. На сегодняшний день эта тактика почти ничего ему не дала.
Перевод: Виктор Федотов