18 апреля 2001 года. В прошлый четверг государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell), повторив неоднократно выражавшуюся публично представителями администрации Буша-младшего (George W. Bush) озабоченность, заявил российскому министру иностранных дел Игорю Иванову, что Соединенные Штаты Америки поддерживают борьбу российской телевизионной компании НТВ за свою независимость. В воскресенье сотрудники частного охранного агентства выгнали журналистов НТВ из студийных помещений и в принудительном порядке посадили недавно назначенных контролируемой государством газовой корпорацией "Газпром" новых менеджеров телекомпании. В понедельник те же правительственные лизоблюды закрыли газету "Сегодня", еще один маяк постсоветской свободной прессы, который находился под управлением холдинговой корпорации "Медиа-Мост", куда входила также и телекомпания НТВ. Вчера аппаратчики выгнали на улицу редакторский коллектив еженедельного журнала "Итоги", который издавался холдинговой корпорацией "Медиа-Мост" совместно с американским журналом "Newsweek"(владельцем журнала является "The Washington Post Co").
Суммарный итог этих акций ясен. Российский президент Владимир Путин пренебрег призывами правительств США и других западных государств сохранить свободные российские средства массовой информации. Вместо этого его дружки сокрушили одну за другой самые престижные в стране телевизионную, газетную и журнальную организации. На прошлой неделе были окончательно дезавуированы никогда не казавшиеся убедительными утверждения ставленников г-на Путина, что эти их шаги мотивированы интересами бизнеса. Первым делом новые менеджеры уволили независимых журналистов, которые приводили г-на Путина в ярость своими критическими репортажами о войне в Чечне, коррупции и воссоздании аппарата тайной полиции. Группа журналистов во главе с телеведущим Евгением Киселевым попыталась организовать работу в одной из студий кабельного телевидения; в понедельник налоговая полиция, во главе которой недавно встал протеже г-на Путина, выдвинула против директоров этой студии обвинения в уклонении от уплаты налогов.
Сегодня администрация Буша-младшего, правительства стран Европейского союза, Канады и Японии стоят перед важным выбором: как заставить г-на Путина заплатить за свое вульгарное антидемократическое поведение. Если Запад, после многочисленных предупреждений Москве, ничего не предпримет, то тем самым будет нанесен серьезный удар по доверию к нему. В то же время (западные) санкции должны соответствовать характеру проступка: к примеру, было бы мало проку, если бы администрация ограничила программы помощи России на поддержку неправительственных групп или на демонтаж ядерных головных частей ракет и предотвращение утраты делящихся материалов. Программы сотрудничества в ядерной области прямо служат американским интересам безопасности. А диктаторскому поведению г-на Путина можно противодействовать наилучшим образом, если увеличить, а не уменьшить американскую помощь борцам за права человека, небольшим независимым газетам и другим организациям, выступающим за сохранение свободного гражданского общества в России.
Официальные представители Белого дома заявляют, что намерены реагировать на поведение г-на Путина согласованно с правительствами других государств мира. Это хорошо. Предупреждение г-ну Путину будет иметь больший вес, если оно будет исходить не от одной только администрации Буша-младшего, но от международных организаций, в которых главенствующую роль играют западные страны и в которых стремится участвовать Россия.
Предпринимая усилия к централизации власти и подавлению внутренней оппозиции, г-н Путин не оставляет надежды вновь сделать Россию влиятельной мировой державой, а поэтому очень дорожит ее членством в "Большой восьмерке" промышленно-развитых государств мира и в Совете Европы. С учетом этого обстоятельства настало время пересмотреть вопрос о месте России в этих престижных, хотя, по большому счету, чисто церемониальных организациях. Соединенные Штаты Америки поддержали принятие России в клуб семи богатых демократических государств, хотя она не была ни богатой, ни полностью демократической. США при этом исходили из предположения, что участие в ежегодных встречах на высшем уровне подтолкнет Москву к более тесному сотрудничеству и последующей интеграции с демократическим Западом.
Однако Россия разрушила эту надежду, и поэтому на встречах на высшем уровне демократических государств Запада или на заседаниях любых европейских политических органов не должно быть места правительству, которое подавляет свободу слова, укрепляет аппарат тайной полиции и ведет жестокую кампанию подавления вроде чеченской. Г-н Путин не пожелал серьезно воспринять Запад, когда тот поднимал эти вопросы; он, вполне возможно, пересмотрит свою позицию, если ему откажут в праве участвовать во встречах "семерки".
Перевод: Виктор Федотов