19 апреля 2001 года. Европа - после многолетних увещеваний США - начинает, наконец, напрягать свои экономические и политические мускулы в глобальном масштабе. Если Европа ощущает в себе готовность на основе имеющейся информации принимать непростые решения по проблемам безопасности, то принятие Европой на себя большей ответственности за глобальную безопасность могло бы способствовать международной стабильности и упрочению трансатлантических связей. Однако до сегодняшнего дня усилия Европы оставляют желать лучшего.
Одним из ярких примеров того, как не нужно действовать, является недавняя дипломатическая инициатива Европейского союза по Корейскому полуострову. Объявление о поездке (делегации Европейского союза - прим. пер.) в Корею, которая должна состояться в следующем месяце, было плохо скоординировано с позицией США, а выбор времени для объявления об этой поездке - сразу же после того, как президент США Буш-младший (George W. Bush) принял решение не возобновлять переговоры с Пхеньяном - вызвал подозрения относительно мотивации европейцев. В результате эта европейская инициатива скорее всего подорвет в конгрессе США позиции тех сил, которые выступают в поддержку политики Европейского союза в области европейской безопасности и обороны, как раз тогда, когда США и Европа кажутся готовыми урегулировать свои разногласия по проблеме сил быстрого реагирования Европейского союза.
Из Брюсселя раздавались голоса, что эта вылазка (на Корейский полуостров - прим. пер.) представляет собой жизненно важную дипломатическую инициативу с целью предотвращения сползания (Азиатско-Тихоокеанского - прим. пер.) региона к распространению ракетного оружия и, быть может, даже к войне. Однако ознакомление с деталями заставляет предположить иное. Первое, представляется, что инициатива сводится к посещению высокопоставленными представителями Европейского союза Сеула и Пхеньяна, причем никакой иной программы, кроме попытки содействовать диалогу между Севером и Югом, не предусматривается. Второе, администрация Буша-младшего пока еще официально не отказалась от продолжения диалога с Северной Кореей и не дезавуировала соглашение от 1994 года, в соответствии с которым было прекращено осуществление северокорейской программы в области ядерного оружия. Третье, внезапная активность Европейского союза, которая, как утверждают его официальные представители, обусловлена страхом перед северокорейскими ракетами, последовала после двух лет полного отрицания существования угрозы такого рода. И последнее, многие европейские фирмы ведут поиски возможностей для бизнеса в Северной Корее; поездка в этот регион дипломатической делегации едва ли повредит их шансам на получение подрядов.
Тем не менее данный шаг Европы явно свидетельствует о том, что она фокусирует свой стратегический оптический прицел на объектах, которые находятся далеко за пределами Европы. Вопрос в том, согласится ли Европейский союз на серьезное участие в решении требующих осторожного подхода проблем безопасности вне Европы, где существует фактор риска и требуется вкладывать дипломатический капитал, деньги и, пожалуй, даже задействовать военную силу.
Для того чтобы эффективно справляться с подобными вызовами, Европейскому союзу придется делать нечто большее, чем просто "срывать спелые вишенки", то есть выбирать себе работу полегче, оставляя действительно трудные дела Соединенным Штатам Америки. Прежде всего Европа должна приложить серьезные усилия к тому, чтобы прекратить дальнейшее распространение в мире ракет и оружия массового поражения. Для начала было бы неплохо занять более жесткую позицию в отношении китайских ракетных угроз в адрес Тайваня и в более общем плане - в отношении политики Китая в области поставок оружия в другие страны. Европейскому союзу следует надавить на Пекин с тем, чтобы тот прекратил развертывание своих ракетных систем против Тайваня и убрал уже установленные на позициях ракеты. Еще более важно, чтобы Европейский союз увязал дальнейшее развитие экономических связей Европы с Китаем с новыми обязательствами Пекина прекратить помощь Ирану и Пакистану в разработке оружия массового поражения.
Европейский союз должен также проявить готовность использовать возрастающие возможности своего влияния на Россию для ограничения поставок российского оружия и военных технологий в Иран. Европейскому союзу следует ясно дать России понять, что ее дальнейшая помощь Ирану в деле разработки ядерного оружия помешает развитию политических и экономических связей Европейского союза с Россией. В более общем плане европейцам следует разъяснить России, что расширение НАТО и расширение Европейского союза - органически взаимосвязанные процессы, а потому попытки России принизить роль НАТО путем выражения согласия с расширением Европейского союза и несогласия с расширением НАТО ни к чему не приведут.
В Европейском союзе США хотели бы видеть более зрелого и ответственного партнера; в европейском руководстве - готовность решать проблемы глобальной безопасности вне Европы, которые слишком велики для того, чтобы американцы справились с ними в одиночку. Если Европейский союз готов расширить свои стратегические горизонты за пределы Европы, тогда Соединенные Штаты позаботятся о том, чтобы освободить место для возросшего европейского влияния в мире. В то же время скептически относящимся к Европейскому союзу американцам нужно примириться с тем, что более уверенный в себе Европейский союз начал формулировать собственную внешнюю политику, которая время от времени обязательно станет конфликтовать с предпочтениями Америки. Однако усиление стратегического диалога США - Европейский союз, возможно, позволит предотвратить или ограничить эти разногласия и свести к минимуму риск недопонимания и контрпродуктивных акций Европейского союза. В настоящее время в диалоге США - Европейский союз стратегическим проблемам уделяется крайне мало внимания, а вместо этого в фокусе оказываются разногласия в области торговли, произведенных с применением генетических технологий продуктов питания, глобального потепления планеты и смертной казни. Эту повестку необходимо менять. Реальную угрозу для здоровых трансатлантических связей представляет Европа, стремящаяся освободиться от своих обязательств по оказанию США помощи в деле защиты общих западных интересов. Если Европа, наоборот, станет прилагать больше усилий в данном направлении, США придется научиться жить с более уверенной в себе Европой, которая не всегда синхронизирует свою внешнюю политику с политикой США. Однако, если от Европы будет мало проку, то это приведет лишь к усилению изоляционистских тенденций, которые становятся все более заметными в политическом ландшафте Соединенных Штатов Америки.
Перевод: Виктор Федотов