В Иерусалиме задержан занимавший высокое положение в силах обороны Израиля военный ученый, который сыграл важную роль на начальном этапе осуществления израильской программы разработки ядерного оружия. Бригадный генерал в отставке Ицхак Йаков (Itzhak Yaakov), в прошлом начальник управления научных исследований и разработок сил обороны Израиля, допрашивается по поводу его отношений с русской женщиной, которая, возможно, имела доступ к его работе. Израильские власти вынесли судебный запрет на всякое освещение в средствах массовой информации дела 75-летнего г-на Йакова, который имеет двойное израильско-американское гражданство. Он был задержан отделом специальной безопасности министерства обороны Израиля 28 марта с.г.
Арест г-на Йакова стал полной неожиданностью для его друзей в Америке, где он жил и работал до сентября прошлого года в должности президента фирмы по производству компьютерной техники, которая располагает лабораториями в Израиле и России. На прошлой неделе друзья охарактеризовали г-на Йакова как "наивного старикана", который, быть может, и вел себя беззаботно, но никогда бы сознательно не предал свою страну. Представитель по связям с общественностью государственного департамента США заявил, что г-н Йаков может рассчитывать на консульскую помощь Соединенных Штатов Америки, но пока он за ней не обращался. Друзья Йакова считают это дело примером израильской паранойи "в стиле Кафки". Еще со времен израильского техника Мордехая Вануну (Mordechai Vanunu), который в 1986 году рассказал корреспонденту газеты The Sunday Times детали ядерной программы этой страны, правительство Израиля приняло специальные меры к тому, чтобы приглушить обсуждение ядерных вопросов. Г-на Вануну осудили на 18 лет после того, как женщина - агент израильской спецслужбы "Моссад" выманила его из Лондона в Рим, где он был похищен и вывезен в Израиль для суда. Он провел 11 лет в камере одиночного заключения, причем Израиль игнорировал все просьбы о его освобождении.
Считается, что г-н Йаков принимал непосредственное участие в осуществлении программы разработки ядерного оружия сначала как военный, а позже - как главный научный специалист министерства промышленности Израиля. Но его друзья отмечают, что он уволился из сил обороны Израиля почти 25 лет назад. Сейчас неясно, когда и где он встретил русскую женщину, имя которой держится в тайне, как неизвестно и то, почему она привлекла к себе внимание властей. По слухам, г-н Йаков много лет назад развелся со своей израильской женой. После успешной деловой карьеры он в прошлом году ушел с должности президента правления фирмы "Constellation 3D Inc" (C3D), которая располагается в Нью-Йорке и занимается выпуском современных носителей оптической информации. На посту председателя правления фирмы его сменил профессор Юджин Левич (Eugene Levich), астрофизик, получивший в 1968 году в Московском Государственном Университете степень кандидата наук. Г-н Левич также был приват-доцентом Колледжа Магдалины в Оксфорде. Он является специалистом по запатентованным фирмой C3D лазерным технологиям, с помощью которых на диски CD-Rom наносятся слои флуоресцентных материалов, существенно увеличивающих информационную емкость диска.
Вскоре после своего ухода из фирмы г-н Йаков продал акций на более чем 1 млн. долл. США. Главный юрисконсульт фирмы Крейг Вейнер (Craig Weiner) заявил вчера, что генерал ушел со своей должности из-за "несовпадения взглядов" - он принадлежит к старой школе, а мы являемся компанией новых технологий. Источник, близкий к этой фирме, сообщил, что арест генерала "никак не связан" с технологиями, которые разработала фирма C3D.
После дела Вануну общественность не узнала почти ничего нового об израильской ядерной программе, но 3 года назад учившийся в Чикаго и Бостоне израильский академик Авнер Коэн (Avner Cohen) написал книгу по истории разработки ядерного оружия, озаглавленную "Израиль и бомба". Г-н Коэн утверждает, что его работа не содержит засекреченных и вообще новых сведений, однако израильская цензура все равно запретила публиковать его книгу. Она затем была опубликована в Америке.
За 2 недели до ареста г-на Йакова г-н Коэн возвратился в Иерусалим, чтобы выступить на научной конференции. Он заявил репортерам, что после возвращения в Израиль его навещали полиция и служба безопасности, которые его допрашивали в общей сложности на протяжении 50 часов. Неизвестно, существует ли связь между книгой г-на Коэна и арестом г-на Йакова. Хотя большинство израильтян не сомневается в том, что их страна обладает ядерным оружием, Израиль неизменно отказывается подтверждать или отрицать любую деятельность, связанную с его реактором в местечке Димона, пустыня Негев.
Друзьям Йакова трудно себе представить, как 75-летний человек, не имеющий отношения к военным секретам с 70-х годов прошлого века, может скомпрометировать национальную безопасность, вне зависимости от того, была или нет его московская подруга российской Мата Хари (Mata Hari). И поэтому запрет израильского правительства на освещение дела г-на Йакова, наоборот, порождает еще более широкие слухи.
Перевод: Виктор Федотов