Главнокомандующий войсками НАТО в Европе рассказывает о некоторых деталях каждодневной штабной и войсковой рутины.
Генерал Джозеф Ролстон (Joseph Ralston) командует вооруженными силами НАТО в Европе с начала мая 2000 года. В беседе с корреспондентом "Neue Zuercher Zeitung" он рассказывает о приоритетах в своей работе. Говоря о создании европейских сил быстрого реагирования, Ролстон предостерегает от дублирования системы планирования, что неизбежно приведет к потерям из-за необходимости притирки двух систем.
Приземистое казенное здание без каких-либо архитектурных украшений в бельгийском Монсе, где располагается штаб-квартира Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе, кажется в этот хмурый дождливый день неприветливым. В непосредственной близости от комплекса зданий виден поросший травой холм. Под ним скрывается заглубленный командный пункт, рассчитанный на случай войны в Европе.
Консолидация новых структур
Между тем ситуация в стратегическом плане существенно изменилась. Даже в штаб-квартире о "холодной войне" вспоминают практически лишь как об историческом феномене. Однако, как и прежде, перед НАТО стоит задача обеспечивать согласно статье 15 Атлантического договора в случае необходимости оборону альянса. Продолжается обучение войск: в последний раз в рамках командно-штабного учения в ноябре 2000 года, которое проходило в голландском городе Брюнсум под руководством штаб-квартиры Объединенных вооруженных сил НАТО в Северной Европе. Итоги этого учения под кодовым названием "Кооперативе детерминатион" изложены в докладе и представляют собой основу для разработки новой концепции для ведения операций высокой интенсивности. Однако в настоящее время речь идет в первую очередь о том, чтобы консолидировать новые командные структуры, организовать управление миротворческими операциями в Боснии и Косово, приступить к решению вопросов, связанных с созданием европейских сил быстрого развертывания.
С начала мая прошлого года генерал Джоузеф Ролстон исполняет обязанности главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе. Одновременно четырехзвездный генерал командует войсками США в Европе. Он сменил генерала Уэсли Кларка (Wesley Clark), который сегодня является советником Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне и пишет мемуары. Они должны быть изданы в середине мая. Ролстон с нетерпением ждет их появления.
Генерал Ролстон - офицер военно-воздушных сил и совершил более 150 боевых вылетов в небе Лаоса и Вьетнама. За время военной службы приходилось занимать самые разные должности, в том числе должность заместителя председателя объединенного комитета начальников штабов. Этот высокий пост является переходной ступенью между функциями политического и военного характера и представляет собой хороший фундамент для выполнения возложенных функций на нынешнем месте. Поскольку наряду с чисто военными задачами главнокомандующий вооруженными силами НАТО в Европе должен, прежде всего, решать задачи стратегического характера, которые, как это предписывает принятая в декабре 1999 года стратегическая концепция НАТО, требуется воплощать в оперативное планирование.
Для модернизации нужны инвестиции
Встреча состоялась в кабинете Ролстона в Монсе. Генералу сейчас 57 лет. Несмотря на свое боевое прошлое, он выглядит почти штатским человеком. Рассказывает о главном из того, чем ему приходится заниматься. В центре внимания боевая готовность вооруженных сил стран-членов альянса. Основанием для оценки ее уровня является баланс между численностью войск, вооружениями, профессионализмом и боевой выучкой личного состава. При этом решающим для него является, в состоянии ли партнер по альянсу, несмотря на проблемы финансового, кадрового порядка, выполнить свои задачи, которые в настоящее время являются приоритетными. В частности, генерал Ролстон с удовлетворением говорит о немецком бундесвере, который он принципиально считает профессиональной армией. После радикальной реформы, в рамках которой была сокращена численность личного состава, бундесвер, тем не менее, может передавать в состав НАТО больше войск для проведения миротворческих операций больше войск, чем прежде. А операции по поддержанию мира, ставшие в нынешнем мире реальностью, требуют соответствующей ориентации и подготовки вооруженных сил.
В то же время главком не доволен тем, что некоторые страны-члены альянса уделяют мало внимания обучению личного состава военно-воздушных сил (ВВС). По его представлениям, например, пилоты, которые были бы способны выполнять задачи в боевой обстановке, должны иметь годовой налет не менее 240 часов. Такой уровень, однако, поддерживается не во всех вооруженных силах, считает он. В некоторых странах считается достаточной ежегодная летная практика продолжительностью 100 и даже 60 часов, что, разумеется, ненормально. Генерал Ролстон, сыгравший решающую роль в создании современных военно-воздушных сил США, среди прочего подчеркнул, что военно-воздушные силы являются главным фактором в ведении войны, что он, однако, не придерживается теории, согласно которой ВВС в состоянии в одиночку решить стоящие задачи. Это возможно лишь во взаимодействии различных видов вооруженных сил, что наглядно продемонстрировали действия во время конфликта в Косово.
По словам Ролстона, прежде всего, принципиально ставится вопрос о том, чтобы для реализации программ модернизации выделялись необходимые финансовые средства, например, деньги, которые нужны для осуществления программы "Оборонные возможности". Технологическое отставание вооруженных сил европейских стран от армии США - это факт. Европейцы, конечно, собираются усилить свой военно-воздушный потенциал за счет приобретения транспортных самолетов А-400М. Правда, остается открытым главный вопрос, а есть ли для этого необходимые деньги. Между тем генерал не хотел бы рассматривать вопросы оперативного взаимодействия внутри альянса исключительно в технологическом разрезе. Дело в том, что у США в этом плане тоже есть недостатки, которые следует преодолевать. Столь же важное значение имеет единая военная доктрина, соответствующие рамки которой образует НАТО.
Единое планирование, которое должно осуществлять штаб-квартира ОВС НАТО
С этих позиций Джоузеф Ролстон подходит также к оценке усилий, связанных с созданием единых европейских оборонительных структур. По его мнению, было бы роковым шагом создание ЕС своей собственной системы планирования, что явилось бы дублированием уже существующих органов планирования. С такой потерей ресурсов мириться нельзя. Лучше вложить деньги в оснащение батальонов, чем в развертывание новых штабов и введение новых генеральских должностей. Кроме того, неизбежно возникли бы проблемы с притиркой двух управленческих систем и координации действий между штабами армий стран, входящих только в НАТО, и теми, которые являются также членами ЕС. Штаб ОВС НАТО мог бы гарантировать единую и менее сложную процедуру планирования. В этой связи Ролстон с похвалой говорил о партнерстве в решении задач по поддержанию мира. Это партнерство, Евро-атлантический совет по партнерству, а также специальные соглашения с Россией и Украиной позволили образовать плотную сеть стран, от которых в значительной мере зависит европейская безопасность.
Натовский мандат на успех на Балканах
Это нашло свое проявление, не в последнюю очередь, на Балканах, где партнеры по альянсу подверглись испытанию, подтвердив свою способность эффективно сотрудничать в рамках миротворческой операции. И в Азии, которая занимает значительное место в стратегических планах США, это партнерство также обязано Европе. Ролстон, конечно, постоянно пытался уйти от упоминания своего отношения к политическим проблемам, однако сказал, что НАТО не удалось поставить "на сто процентов" под контроль буферную зону между Македонией и Косово, но все же удалось избежать эскалации. Было бы правильным в принципе оставить без изменений организационные структуры освободительной армии Косово (UCK) и поставить перед ней уже как перед корпусом защиты Косово под командованием генерала Чекуса (Cekus) новые задачи. Любой альтернативный вариант, например, полный роспуск этих вооруженных формирований, был бы хуже, поскольку тогда было бы невозможно контролировать действия этих сил.
В Боснии, согласно анализу генерала Ролстона, тоже можно говорить об успехах. Никто не предполагал, что, например, в коридоре Брко вскоре вновь будут установлены нормальные отношения. Но это именно так. Отражением этого принципиально позитивного процесса, сказал генерал, являются предпринятое в последние годы сокращение численность войск СФОР. С началом миссии, которая началась в 1995 году после заключения соглашения в Дэйтоне, миротворческие силы насчитывали 60 тыс. человек, сегодня - чуть больше 20 тысяч. Согласно плану, в будущем численность контингента не будет превышать 17 тыс. человек. Последние публикации, появляющиеся в средствах массовой информации, которые ставят НАТО в вину то, что та принимает недостаточные меры, чтобы задержать военных преступников, таких, как Караджич (Karadzic) и Младич (Mladic), Ролстон называет некорректными. Если бы были более детальные данные о местопребывании этих двух персон, да и других военных преступников в Боснии и Герцоговине, НАТО не замедлила бы их арестовать и передать военному трибуналу в Гааге.
Перевод: Владимир Синица