Вашингтон, 24 апреля 2001 года. В Вашингтоне трудно найти людей, оптимистически смотрящих на перспективы отношений между США и Европейским союзом. Перед новой американской администрацией, на которую во многих европейских столицах взирают с внутренним трепетом, стоит ряд потенциально взрывоопасных вопросов отношений с Европой. Сознавая это, Соединенные Штаты Америки уже сделали кое-какие жесты. Государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) попытался успокоить некоторые страхи европейцев, намекнув, что в ближайшем будущем американские войска не будут выведены с Балканского полуострова. Еще одним признаком того, что США, быть может, примирятся с растущим влиянием Европейского союза, является то, что г-н Буш-младший (George W. Bush) попытался использовать визит в Вашингтон премьер-министра Великобритании Тони Блэра (Tony Blair) для того, чтобы продемонстрировать свою поддержку планов создания оборонительных сил Европейского союза. "Это было стратегическое, а не тактическое решение, так как за ним стояли люди г-на Блэра, - сказал один высокопоставленный представитель США. - Европейские оборонительные силы - это хорошо, если сделать все по уму, но тут 'если' очень важно".
Однако остаются другие, более важные по своим последствиям проблемы. Потенциально чреватой наиболее острыми разногласиями считается проблема обещаний администрации Буша-младшего создать систему противоракетной обороны (ПРО) для защиты территории Америки, американских войск и заокеанских союзников США. Проявляя уважение к своим союзникам, США в последнее время исключили слово "национальная" из своего определения планируемой системы ПРО. Для правительств европейских стран, которые были озабочены тем, что "национальная система противоракетной обороны" (НПРО) подразумевает отход США от концепции коллективной обороны, это была важная уступка. И все-таки остаются тревоги в отношении твердой решимости США создать систему ПРО. "Мы развернем основывающуюся на новейших технологиях эффективную систему противоракетной обороны в возможно более ранние сроки", - заявил другой высокопоставленный представитель США, следуя в фарватере обещаний, которые были даны г-ном Бушем-младшим в ходе его избирательной кампании. По словам этого представителя, некоторые предварительные выводы относительно того, как двигаться дальше, будут сделаны в конце весны или в начале лета нынешнего года.
Приверженность американской администрации планам строительства системы ПРО ставит вопросы о будущем Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договора по ПРО), который был подписан в Москве в 1972 году. Европейские правительства в большинстве своем рассматривают этот договор как краеугольный камень стратегической стабильности, однако администрация Буша-младшего так не считает. "Договор по ПРО является отражением прежнего подхода к устрашению. Этот подход, сформировавшийся в годы "холодной войны", преследовал цель регламентировать поведение США и их главного противника, Советского Союза. Советского Союза больше нет. Россия - не Советский Союз, а нам сегодня приходится иметь дело с новыми угрозами и именно от этих угроз мы пытаемся защититься", - заявил этот официальный представитель.
Договор по ПРО препятствует созданию эффективных средств защиты от ракетных угроз таких государств, как Северная Корея, Иран и Ирак. "Я считаю, что решение, к которому мы пришли (в вопросе о системе ПРО), несовместимо с Договором по ПРО", - сказал вышеупомянутый официальный представитель США. По его словам, выход из Договора по ПРО - с предупреждением за 6 месяцев - безусловно является одним из возможных вариантов действий.
Как считает этот официальный представитель, Соединенные Штаты Америки многого добились в деле убеждения европейских союзников в правоте своего решения относительно системы ПРО. Но некоторые специалисты по внешней политике доказывают, что американская администрация, вполне возможно, принимает естественную вежливость к новому хозяину Белого дома за молчаливое согласие с его планами.
Как заявляет Иво Даалдер (Ivo Daalder) из Брукингского института, который одно время был в Совете национальной безопасности президента Билла Клинтона (Bill Clinton), он ожидает, что европейские правительства будут с ужасом реагировать на выход США из Договора по ПРО. По его мнению, этот шаг США усугубил бы и без того уже сильные опасения относительно того, что в Вашингтоне сегодня у власти находится изоляционистская администрация. Эти опасения порождены отказом США ратифицировать целый ряд международных соглашений: по инженерным минам, по международному криминальному суду, по договору о запрещении ядерных испытаний и по защите климата планеты (Киотский протокол). "Я думаю, что это может стать той соломинкой из известной пословицы, которая сломает спину верблюду, - сказал он. - Выход США из Договора по ПРО без предварительных консультаций с Россией будет рассматриваться в Европе как фундаментальная угроза международной безопасности".
Некоторые представители американской администрации в частных беседах признают, что декларация США по Киотскому протоколу, возможно, стала первой крупной внешнеполитической ошибкой новой власти - не потому, что она в принципе неверна, но потому, что она была плохо преподнесена миру. Они утверждают, что для США важно избежать повторения этой ошибки в заявлениях, касающихся Договора по ПРО. "Может, он заслуживает того, чтобы быть похороненным с почетом", - заявил один высокопоставленный американский государственный служащий. Он сказал, что очень важно до принятия решения (о денонсации договора) провести консультации с Европой. Действительно, администрация США начинает этот процесс на следующей неделе, когда в европейские столицы отправляется высокопоставленная делегация для обсуждения данной проблемы. Он сказал, что США пока не приняли окончательного решения о том, как быть с Договором по ПРО. "Мы хотим принять это решение совместно с Россией", - сказал этот служащий.
Однако даже если американской администрации и удастся успешно разрешить эту проблему, не расширяя пропасти между США и Европой, впереди встают другие проблемы. Одним из серьезных вопросов является расширение НАТО. Этот вопрос будет решаться на сессии НАТО в Праге в ноябре 2002 года. Специалист по американо-европейским связям из Совета по международным отношениям Чарльз Купчан (Charles Kupchan) заявил: "Я считаю, что эта проблема вызовет разногласия между администрацией Буша-младшего и американским политическим сообществом, между членами НАТО и особенно между НАТО и Россией". Республиканцы в Америке больше, чем демократы, поддерживают вторую волну расширения НАТО, тогда как некоторые европейские правительства выражают озабоченность в связи с присоединением к НАТО бывших прибалтийских советских республик и некоторых государств Балканского полуострова. Официальные представители заявляют, что новая администрация в принципе поддерживает дальнейшее расширение НАТО, однако пока еще рано говорить о кандидатах на вступление в этот союз. В ходе первого расширения, решение о котором было принято в 1999 году, когда хозяином Кремля был прозападно настроенный Борис Ельцин, в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чешская Республика. Договариваться с нынешним российским президентом Владимиром Путиным будет гораздо труднее", - сказал г-н Купчан.
Перевод: Виктор Федотов