Намечавшаяся на прошлую неделю встреча глав пяти прикаспийских государств по проблемам Каспийского моря не состоялась, так как выяснилось, что расхождения в позициях слишком велики, чтобы можно было достигнуть договоренности в отведенные сроки. Доминирующая в регионе Россия не была уверена, что добьется нужного ей решения, тогда как Казахстан, Туркменистан, Азербайджан и особенно Иран имели собственные предложения. Однако перенос даты совещания на высшем уровне по Каспию, о котором американцам почти ничего не было известно заблаговременно, на осень нынешнего года выгоден Соединенным Штатам Америки, так как предоставляет уникальную возможность для строительства новой союзной структуры 21-го века.
Каспийский регион важен тем, что имеет, пожалуй, самые крупные на нашей планете разведанные запасы нефти. Один только Казахстан может вскоре занять второе после Саудовской Аравии место в мире по добыче нефти. Ключом к данному региону является Иран. Поскольку американская внешняя политика помешана на Ираке, люди (за исключением израильтян) имеют тенденцию упускать из виду, что Иран в четыре раза сильнее Ирака и является реальной угрозой в регионе. Иран скорее всего обладает ядерным оружием и средствами его доставки к целям. Он внесен в список из четырех стран, представляющих угрозу стратегическим коммуникациям Соединенных Штатов Америки. Вся проблема в том, что Иран хочет сделать обладающую ядерным оружием Россию своим союзником в борьбе против "Великого Сатаны" (имеется в виду иракский лидер Саддам Хуссейн (Saddam Hussein) - прим. пер.). На встрече в Москве в марте с.г. иранский президент Мохаммед Хатами (Mohammed Khatami) и российский президент Владимир Путин заключили новый договор о долгосрочном сотрудничестве, подписали ряд соглашений о поставках в Иран российского оружия и торговых контрактов, а также договорились о совместном строительстве в Иране атомного реактора.
Ставшие вновь агрессивными Китай и Индия (вторая по численности населения страна мира) также обхаживают Россию, убеждая ее создать всемирную коалицию против американской "гегемонии". Продолжающиеся поставки российского оружия Ирану, Китаю и Ираку, не говоря уже о стратегическом партнерстве между этими государствами, были бы губительны для американских интересов. Хорошая новость в том, что, как поведал шеф-редактору "The Washington Times" Арно де Борчграву (Arnaud de Borchgrave) министр обороны одной из крупных европейских стран, Россия - в отличие от Китая - хочет сближения с Западом. Когда г-н Путин выступил с инициативой создания противоракетного щита для Европы, заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по обороне Андрей Арбатов пространно рассуждал о том, что Россия "решила пойти на сближение с Западом, а не с Китаем". Корреспондент "The Washington Times" Эндрю Боровиц (Andrew Borowiec) сообщал, что министерство иностранных дел России старательно отрицало, что договор с Ираном является свидетельством "стратегического партнерства" между двумя странами. Высказываясь в поддержку торговли оружием как фактора экономического выживания своей страны, московские "Независимая газета" и газета "Известия", однако, предупреждали, что Иран является соперником России в борьбе за ресурсы Каспийского моря. С учетом того, что численность населения европейских стран НАТО резко сокращается, Соединенным Штатам Америки очень необходимы новые союзники.
Плохая новость в том, что (у США) нет политики для того, чтобы оторвать Россию от потенциальных врагов Америки. Администрация Буша-младшего (George W. Bush) расстроена из-за, как написала газета "The New York Times", "публичного идеологического раскола" в рядах своих высокопоставленных служащих. Кучка самозваных неоконсерваторов и религиозных ортодоксов направила администрации США открытое письмо с призывом проводить политику "идеализма без иллюзий" вместо политики "реализма", которую они узрели во внешнеполитическом курсе Буша-младшего. Лидер одной такой группы даже обозвал г-на Путина "врагом", одним из многих "деспотов", которых США должны свергнуть силой. Если уж говорить о приоритетности стоящих перед администрацией Буша-младшего задач, то прежде всего следует назвать задачу покончить с бездумным вильсоновским идеализмом такого рода.
Президент Буш-младший, как следует из критического открытого письма, явно настроен против идеализма. Даже министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld), этот "самый воинственный" член кабинета министров, был правильно охарактеризован Томасом Риксом (Thomas E. Ricks) как человек, который "поддерживает применение силы, особенно воздушной мощи, но при этом категорически возражает против использования военнослужащих сухопутных войск США в миротворческих операциях неопределенной длительности".
Что касается российского президента Владимира Путина, то независимая российская журналистка Маша Липман правильно заключила, что он "не проявляет вкуса к кровавым диктаторским методам, как не имеет и ясных мотивов или воли к их использованию. В сегодняшней России опасности, обусловленные отсутствием порядка и неэффективностью правительства, куда более насущны, чем угроза авторитаризма".
Что могут предпринять Соединенные Штаты Америки? Сделанное на прошлой неделе государственным департаментом США заявление о намерении поднять на более высокий уровень отношения с чеченскими повстанцами в России, не способствует налаживанию американо-российских отношений. "Абсолютно неприемлемо", - так отреагировал на это заявление США Сергей Ястржембский, один из ближайших помощников г-на Путина. Это, в свою очередь, привело к появлению "разъяснений" государственного департамента США, озвученных его представителем по связям с общественностью Ричардом Баучером (Richard Boucher), который заявил, что встреча (с чеченским эмиссаром - прим. пер.) не была "чем-то из ряда вон выходящим".
Несомненно (у США и России) есть общие интересы. В списке "государств-изгоев" г-на Путина числится Иран, и, как утверждает г-н Борчграв, он "убежден", что враг #1 Америки Усама бен Ладен (Osama bin Laden) стоит за волнениями на Балканах, на Кавказе и даже в Чечне. Г-н Путин является потенциальным союзником в вопросе о системе ПРО, о контртеррористических операциях, об утилизации ядерных отходов, а также о стабилизации обстановки на Кавказе и на Балканах, которые снова стали взрывоопасными. Соединенные Штаты Америки могли бы разрешить всю проблему торговли оружием, если бы сделали Россию одним из своих крупных поставщиков оружия. Они могли бы заработать серьезные очки у России, если бы поддержали ее в стремлении построить конкурентный трубопровод на Каспии, учитывая, что любой из возможных маршрутов прокладки этого трубопровода отвечает американским интересам.
У администрации Буша-младшего не так уж много времени. Вместо того чтобы просто реагировать на действия Китая, можно было бы хоть раз самим перейти в наступление и создать постоянную союзную структуру, которая позволила бы на будущее лишить китайцев возможности действовать против США. Удачное время для этого наступает в момент подготовки к осеннему саммиту государств прикаспийского региона, пока еще не сформировался благодаря нашему попустительству враждебный США альянс.
Перевод: Виктор Федотов