В России снова наступил переломный момент. На этот раз всех волнует вопрос о том, действительно ли президент Путин, консолидирующий свою власть под лозунгом восстановления порядка в стране после десятилетнего хаоса, намерен всерьез заняться искоренением корпоративной коррупции, которая все еще разъедает российскую государственную машину. Ему уже удалось сделать многое, в том числе привести к повиновению региональные правительства, приручить своевольную Государственную думу, раздавить некоторых медиабаронов и обуздать свободу прессы. Ответ на вышеупомянутый вопрос, прозвучавший во вторник на заседании Совета директоров крупнейшей в России корпорации "Газпром", можно интерпретировать как предварительное и ободряющее "да".
Корпорация "Газпром", владеющая четвертью мировых запасов природного газа и удовлетворяющая ¼ часть потребностей в газе Западной Европы, является в России исключительно могущественным "государством в государстве". Общественность не может прийти к единому мнению: то ли "Газпром" служит инструментом внешней политики Кремля, то ли Кремль находится в оперативном подчинении "Газпрома"; но несомненно, что непрозрачный стиль руководства "Газпромом" в течение многих лет позволяет оставаться без ответа всем относящимся к этой корпорации вопросам. "Газпром" отрицает, что перевел свои стоившие многие миллиарды долларов США активы на счета дочерних предприятий, которыми управляют из-за рубежа члены семей высших менеджеров корпорации, тем самым нанося ущерб своим вкладчикам. Если это будет доказано, то Совет директоров "Газпрома" может быть обвинен в разбазаривании активов и фактически в воровстве.
Меньшинство акционеров во главе с либеральным банкиром Борисом Федоровым настаивает на проведении независимой аудиторской проверки корпорации. То, как к требованию провести проверку корпорации в условиях полной гласности отнесется правительство, владеющее 38% акций "Газпрома", покажет, насколько искренен г-н Путин, когда заявляет о своих намерениях искоренить криминальные тенденции в российском бизнесе.
Дело быстро движется к кульминации: 31 мая истекает контракт с генеральным директором "Газпрома" Рэмом Вяхиревым, а в июне на ежегодном общем собрании вкладчики должны либо переизбрать г-на Вяхирева, либо выбрать нового генерального директора. Если корпорация окажется в новых, незапятнанных руках, шансы на проведение действительно объективной аудиторской проверки "Газпрома" существенно возрастут. Поскольку российскому правительству принадлежат 5 из 11 мест в Совете директоров "Газпрома", голоса представителей правительства обыкновенно являются решающими.
Прошедшее во вторник заседание Совета директоров, где проводилась разведка боем в преддверии ежегодного общего собрания, не нанесло, слава богу, ущерба честному имени представителей правительства. Они отказались утвердить внесенную менеджментом "Газпрома" поправку к уставу о досрочном прекращении полномочий главы правления, которая, в случае ее принятия Советом директоров, могла бы заблокировать свободное голосование по замене г на Вяхирева на посту генерального директора корпорации.
Само по себе данное событие малозначительно, но оно может указывать на новый подход правительства к деловому миру, который имеет широкие потенциальные последствия. Оно заставляет предположить, что Кремль, после длительных колебаний, быть может, наконец, готов бросить вызов тем немногим гигантам делового мира, которые доминируют в экономике России. Их боссы, которых именуют олигархами, в прошлом имели карт-бланш на ведение бизнеса, за что отстегивали денежки предшественнику г-на Путина на посту президента - Борису Ельцину. Россия от этого несла убытки. То презрение, с каким энергетическая корпорация "ЕЭС", "Сбербанк" и комбинат "Норильский никель", к примеру, относились как к международным правилам ведения бизнеса, так и к своим немногочисленным иностранным вкладчикам, оборачивалось для России резким сокращением объема иностранных инвестиции, столь необходимых для оживления ее экономики. Как сказано в опубликованном на этой неделе финансовой консалтинговой фирмой "PricewaterhouseCoopers" исследовании, в настоящее время Россия из-за отсутствия понятной и общепринятой практики ведения бизнеса ежегодно теряет до 10 млрд. долл. США только на прямых иностранных инвестициях. Политика экономической прозрачности могла бы принести огромные материальные выгоды родной стране г-на Путина - если только у него хватит смелости такую политику проводить.
Перевод: Виктор Федотов