С самого начала своей президентской кампании г-н Буш-младший (George W. Bush) справедливо утверждает, что Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года, запрещающий создавать любые системы противоракетной обороны территории страны, устарел. Этот договор имел целью ограничить бесконтрольное ядерное соревнование между двумя сверхдержавами в ходы "холодной войны", но он не годится для обеспечения мировой стратегической стабильности в эпоху, когда в мире появились государства, подобные Северной Корее, Ирану и Ираку, которые в скором времени могут стать обладателями ракет большой дальности стрельбы, способных доставлять оружие массового поражения к объектам на территории США.
Но может случиться так, что администрация Буша-младшего вскоре приобретет лекарство, которое хуже болезни. Она может выйти из Договора по ПРО, объявив к тому же, что не приемлет вообще никаких ограничений на противоракетную оборону. Такой шаг не приблизит день, когда Соединенные Штаты и их союзники смогут получить защиту от вырисовывающейся на горизонте ракетной угрозы. Но он повлечет за собой крупные стратегические потери, и эти потери будут ощутимы сразу же. Г-н Буш-младший прав в том, что Договор по ПРО стал помехой для повышения безопасности США. Он не только запрещает развертывание национальной системы противоракетной обороны (НПРО) США, но также запрещает разработку и испытания многих технологий, могущих найти применение в системе НПРО. Исследования, разработки и испытания в рамках предлагавшейся администрацией Клинтона (Clinton) программы стационарной системы ПРО наземного базирования можно было проводить, не нарушая Договора по ПРО. Однако другие, более многообещающие технологии, в частности, большинство мобильных систем ПРО, предназначенных для перехвата баллистических ракет на разгонном этапе, вскоре после их старта, невозможно легально разрабатывать и испытывать. Как следствие этого, у администрации Буша-младшего есть резонные основания желать освободиться от ныне действующего договорного режима, причем как можно скорее.
Моим коллегам-демократам, которые упорно возражают против подобного решения новой администрации, следовало бы помнить о том, что г-н Клинтон был в прошлом году близок к решению выйти из Договора по ПРО или, по меньшей мере, избирательно нарушить этот договор. Более того, несколько бывших чиновников администрации Клинтона входят в число тех, кто активнее всех выступает с призывом создавать предназначенные для перехвата баллистических ракет на разгонном этапе мобильные системы ПРО сухопутного, воздушного или морского базирования. А логика подсказывает, что для этого очень скоро будет необходимо избавиться от некоторых положений Договора по ПРО.
Однако было бы большой ошибкой, если бы США полностью отвергли Договор по ПРО. Россияне, понимающие, что у США нет враждебных намерений по отношению к их стране, вполне возможно, не возражали бы против того, чтобы относиться к вопросам соотношения стратегических ядерных сил сторон как сегодня не более актуальным, чем учение Маркса (Marx) или Ленина. Но таких россиян пока немного, и они разобщены. Большинство же граждан России испытывает более сложные чувства к Америке и полностью ей не доверяет. Даже если бы г-н Буш-младший в рамках своего решения о выходе из Договора по ПРО объявил о дополнительном сокращении стратегических наступательных вооружений, русские националисты, сторонники жесткого курса во внешней политике и военные стратеги стали бы беспокоиться, что в итоге новый план американского президента сводится к возобновлению заявки США на получение односторонних ядерных преимуществ за их счет.
Ну, и что, спросили бы некоторые. Даже если бы Россия, в своем желании отомстить нам, прекратила придерживаться других соглашений в области контроля над вооружениями, она просто не может себе позволить новую ядерную гонку с Соединенными Штатами Америки. И, как утверждают сторонники выхода из Договора по ПРО, после некоторого периода возмущения в Москве Россия примирится с этим шагом Вашингтона, как до того согласилась на объединение Германии, расширение НАТО и войну 1999 года в Косово.
Возможно. Но проблемы, связанные с ядерным оружием, затрагивают коренные интересы безопасности России куда сильнее, чем события в Косово или даже в Германии. Более того, Москва могла бы решиться на гораздо большее, чем просто пустить под откос переговоры о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-3. Она вполне могла бы отказаться от принятых в соответствии с законом Нанна-Люгара (Nunn-Lugar) совместных программ снижения ядерной опасности, которые имеют целью территориальное объединение и повышение безопасности хранения пугающе рассредоточенных по России ядерных материалов. Уже сегодня многие россияне считают, что эти программы являются в сущности хитроумной формой американского шпионажа, и они были бы рады, если бы данные программы были закрыты.
Если усилия Нанна-Люгара будут сорваны, то безусловно увеличится риск, что российские ядерные материалы украдут или продадут за границу. В пику Америке и также для того, чтобы усложнить ее стратегическое положение, Россия могла бы также расширить поставки ракетно-ядерных технологий странам вроде Ирана. Следовательно, если в ближайшем будущем США выйдут из Договора по ПРО, им следует одновременно указать Москве на несколько других вопросов:
- что по крайней мере на следующий год-другой мы будет продолжать соблюдать налагаемые Договором по ПРО ограничения, кроме тех, которые мешают вести исследования, разработки и испытания новых противоракетных технологий;
- что наши усилия по созданию систем ПРО не направлены против России, но против стран вроде Ирана, Северной Кореи и Ирака;
- что США ограничат масштабы развертывания систем ПРО, быть может, согласившись на первоначально разрешенный Договором по ПРО количественный потолок в 200 противоракет на пусковых установках, и что мы готовы подписать новый договор, формализующий такие потолки;
- что мы сосредоточимся на разработке технологий перехвата баллистических ракет на разгонном этапе с помощью систем ПРО сухопутного, морского или воздушного базирования. Эти системы не могут быть опасными для российских (или китайских) ракетно-ядерных сил устрашения, поскольку не способны перехватывать ракеты, запущенные из глубины этих огромных по территории стран;
- что мы будем учитывать возможность сотрудничества, например, базирования своих систем ПРО на российской территории, если этого потребует обстановка.
При таком подходе г-н Буш-младший способен сделать явью мечту г-на Рейгана (Reagan) защитить Америку, причем сделать это так, чтобы не разорить ее и не повредить американской безопасности каким-либо иным способом.
Перевод: Виктор Федотов