В течение практически 30 лет роль краеугольного камня стратегической безопасности в мире играл Договор по ПРО, подписанный между США и бывшим СССР в 1972 году. Главной задачей договора было предотвращение ядерной войны, поскольку в случае ее развязывания обе супердержавы оказывались равно уязвимыми. Данное соглашение оказалось несовершенным, но эффективным средством сдерживания.
Президент США, Джордж Буш объявил на этой неделе, что Договор по ПРО больше не гарантирует адекватной защиты ни для США, ни для остального мира. По его мнению, угрозу теперь представляет распространение ядерного и другого оружия массового поражения. Он призвал к построению новой системы безопасности, которая бы позволила США защитить себя и своих союзников противоракетным щитом.
Он прав, когда говорит, что Договор по ПРО больше не является тем, чем был прежде. Однако если его необходимо заменить, а вместе с ним и всю хрупкую структуру международной безопасности, то это важно сделать в рамках многостороннего договора. Соединенные Штаты не должны в одностороннем порядке выходить из Договора по ПРО.
Президент США поступил правильно, проконсультировавшись со своими союзниками и президентом России Владимиром Путиным до того, как выступил с речью. Путин, который по-прежнему относится с большим подозрением к стратегии США, реагировал положительно. Однако похоже, что от новых планов США в области построения собственной противоракетной обороны в большей степени пострадает Китай. Пекин убежден, что эта политика направлена на то, чтобы свести на нет его достаточно скромные ядерные арсеналы. Для того чтобы какая бы то ни было новая структура безопасности была эффективной, она должна охватывать и Китай.
Буш признает, что сама по себе система противоракетной обороны недостаточна для того, чтобы обеспечить глобальную безопасность. Хотя бы потому, что не отработана технология. Опасность состоит в том, что противоракетная оборона может оказаться не более чем электронным вариантом линии Мажино. Подобно французским укреплениям вдоль границы Германии в 1940 году, она может способствовать развитию иллюзорного чувства национальной безопасности, будучи уязвимой для любой атакующей стороны, способной ее обойти или пронести ядерную бомбу в чемоданчике.
Традиционное ядерное сдерживание и дипломатия, нацеленная на ограничение потенциала так называемых государств-изгоев, останутся самыми важными составляющими глобальной безопасности. Тем не менее сам факт обращения к дорогостоящим исследовательским программам в области противоракетной обороны может ускорить существующие тенденции распространения ядерного оружия.
Буш выступил с позитивным предложением о сокращении ядерного арсенала США - если потребуется, то даже в одностороннем порядке. Однако для полной убедительности данный процесс требует проверки с привлечением независимых инспекторов.
Выбор технологии производства системы противоракетной обороны, скорее всего, станет еще одним важным элементом убеждения других стран. Системы наземного и воздушного базирования, вероятнее всего, будут развернуты против государств-изгоев. Разворачивание системы космического базирования можно было бы рассматривать как угрозу крупным державам, таким, как США и Китай.
Очевидно, что Буш в данном случае настроен решительно. Поэтому важно, чтобы администрация США приняла в расчет возможные негативные последствия и поискала способы их устранения.
Буш признает, что мир стал более сложным и значительно менее предсказуемым, чем он был в те дни, когда США и Советский Союз могли решить проблему глобальной безопасности в рамках двустороннего договора.
Перевод: Ярослав Огнев