Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Оценивая стратегические взгляды Буша

The Christian Science Monitor (США): Оценивая стратегические взгляды Буша

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Чтобы мир согласился с идеей американского президента Джорджа Буша создать систему национальной противоракетной обороны, он (Буш) должен выполнить немало задач для того, чтобы преимущества его решения безоговорочно перевесили возможные риски и издержки. Иначе может возникнуть ситуация более худшая, чем проблема, которую подразумевалось решить созданием НПРО

Президент Буш (Bush) предложил Соединенным Штатам новый стратегический план: развернуть систему национальной противоракетной обороны в максимально короткие сроки и в одностороннем порядке сократить ядерный арсенал Америки до самого минимального уровня, достаточного для обеспечения безопасности страны.

При условии, что технические трудности могут быть преодолены, главным положением президентского плана является то, что США могут защитить себя от запущенных "государствами-изгоями" ракет, несущих ядерные, химические или биологические заряды, и таким образом могут исключить возможность подвергнуться шантажу или сдерживанию в случае кризиса. Сегодня, когда ядерное оружие распространяется по миру, эта перспектива выглядит заманчиво.

Однако президент практически не ответил на два самых важных вопроса, которые мы должны задать перед тем, как решать, стоит ли создавать систему национальной противоракетной обороны (НПРО) и как это делать - чем ее создание рискованно? И, в конце концов, перевесят ли выгоды от НПРО эти риски?

На оба эти вопроса еще нет ответа. Воплощение плана президента в жизнь займет много лет, не говоря уже о необходимости десятков, если не сотен миллиардов долларов. Как бы то ни было, но если президент хочет добиться того, чтобы преимущества развертывания НПРО перевесили риски, ему будет необходимо предпринять решительные шаги в следующих областях:

Сделать Россию частью решения проблемы. Если президент серьезно относится к тому, чтобы построить новые взаимоотношения, "основанные на общей ответственности и общих интересах", он должен найти способы предоставить России возможность участвовать в системе эффективной европейской противоракетной обороны. Это означает вовлечение России в совместные проекты, направленные на развитие и развертывание системы противоракетной обороны, способной защитить российские территории.

И хотя для аналитиков, мыслящих категориями "холодной войны", это предложение может показаться неподходящим, такой подход полностью совпадает с президентским планом. Альтернативой этому будет являться исключение России из такой системы обороны и, что из этого следует, обеспечение возрождения враждебности России к Соединенным Штатам и их союзникам.

Привлечение союзников по НАТО в качестве полноправных партнеров. Трансатлантический альянс является краеугольным камнем безопасности США. США не могут позволить, чтобы споры о НПРО ослабили НАТО. Президент Буш должен убедить наших союзников в четырех вещах: во-первых, что развертывание НПРО не повлечет эскалацию враждебности в отношениях между Вашингтоном и Москвой; во-вторых, что НПРО не повлечет отмежевания безопасности Америки от безопасности Европы; в-третьих, что европейцы тоже должны опасаться ракетных угроз со стороны "государств-изгоев"; и в-четвертых, что они должны выделить часть средств из их бюджетов ограниченной ракетной обороны на совместные программы исследований и разработок в данной области.

Смягчить последствия реакции Китая. Пекин, несомненно, будет рассматривать любую систему национальной противоракетной обороны США как подрывающую эффективность его стратегического сдерживания и, скорее всего, в ответ увеличит свой ядерный арсенал. Это может вызвать развертывание ядерного потенциала Индии, что, в свою очередь, вызовет такую же реакцию в Пакистане. Администрация должна сделать все, что будет в ее силах, для того, чтобы успокоить Китай, снизить напряженность в Южной Азии, предпринять меры, способствующие укреплению доверия, и уменьшить вероятность ядерной гонки вооружений в этом регионе.

Предпринимать другие меры для борьбы с распространением. Если мы построим эффективную систему противоракетной обороны, будущие противники найдут иные способы применения оружия массового поражения против нас, будь то с использованием других средств доставки (самолеты, корабли, грузовики) или осуществляя террористические акции. Мы не должны вкладывать средства в противоракетную оборону в ущерб всем другим видам обороны. НПРО должна быть частью более обширной программы, предусматривающий широкий спектр мер по предотвращению и, если необходимо, по противодействию распространению (ядерного оружия).

Это трудная задача. Однако у президента нет другого выбора, кроме как приложить серьезные усилия и использовать политический капитал, если он хочет добиться того, чтобы преимущества его решения строить НПРО безоговорочно перевесили издержки. И если он не справится с рисками, то в ответ может возникнуть ситуация более худшая, чем проблема, которую подразумевалось решить созданием НПРО.

Перевод: Рафаэль Сайдашев