Почему Путин решил встретиться с жителями захолустного Кириллова?
Лицо российского президента выражает чувства человека, вынужденного сопровождать свою жену за покупками. На нем отразились любовь, покорность и легкая усталость. Он поднимается к веревке, которая отделяет его от скопления народа, воодушевленного его присутствием. На дворе последняя пятница апреля. Принарядившиеся местные жители протягивают руки для рукопожатия и листки бумаги для автографов. "Владимир Владимирович!" - кричит пожилой человек с раскрасневшимся лицом и взъерошенными седыми волосами. "Просто делайте то, что вы делаете! Мы за вас!" Путин берет протянутую руку, застенчиво улыбается, благодарит его и идет дальше.
Для меня это также - событие, правда, по другим причинам. В современной России иностранным корреспондентам нечасто случается пройтись с Путиным, когда тот встречается с народом, тем более в таком месте. Кириллов - городок с населением в 8800 человек, затерянный в отдаленном уголке на северо-западе России.
"Это большое событие для такого маленького провинциального городка, как наш" - говорит Марина Травникова, 45, сотрудница местного музея, который посетил Путин в ходе своего недавнего четырехдневного визита.
В последний раз глава российского государства, посещал Кириллов 300 лет назад. Это был Петр Первый. В конце дня Путин вспоминает о другом примечательном визите: в 16 веке великолепный городской монастырь (речь идет о Кирилло-Белозерском монастыре - прим. пер.) вместе со своими родителями посетил будущий царь Иван Грозный еще будучи ребенком.
Путин не уточняет, будет ли он следовать примеру Ивана Грозного. С другой стороны, Путин не скрывает своей приязни к Петру Первому, возможно потому, что Петр был авторитарным модернизатором, понимавшим, что Россия должна быть реформирована только волевым и подчас жестоким властным нажимом сверху.
Однако все это не дает ответа на вопрос: "Почему именно Кириллов?" Журналисты - в основном входящие в так называемый кремлевский пул - согласны в том, что единственное отличие этого забытого Богом уголка России - его заурядность. Спросите мнение кирилловцев, например, о Путине, и ответы отразят чувства, в которых кроется причина его фантастически высоких рейтингов. "Молодой", "энергичный" и "деловой" - наиболее популярные определения, используемые для его характеристики.
Во всяком случае скромность Путина, проявляемая им, при встречах с собственными сторонниками - нехарактерная для его предшественника Бориса Ельцина - только укрепляет общее впечатление. Когда люди расходятся в самом конце визита, четыре женщины беседуют между собой о том, "что за человек" Путин. Они не сообщили мне своих имен, однако охотно поделились со мной тем, что думают о нем. "Он очень сдержанный" - говорит одна из них. "И это привлекает к нему. Он очень тактичный". Подруга тут же поправляет ее: "Он такой сексуальный". Все хихикают. Однако их заявления не были неожиданностью. Прогосударственные СМИ подчеркивали в течение подготовки визита Путина, что Кириллов - средний по величине город, один из тех, в которых живет большинство жителей России. С экономической точки зрения, Вологда, часть которой составляет Кириллов, - среднеразвитый район.
Здесь никто не умирает с голода, но и никто не процветает. Как и везде в России, за исключением больших городов, политических партий здесь практически нет. Единственное исключение из этого правила - партия "Единство". Местное отделение партии возглавляет губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев.
Тем не менее, местное отделение "Единства" чуть больше, чем клуб сторонников Путина. Местные журналисты говорят, что лояльность Позгалева не в последнюю очередь обусловлена наличием на территории губернии большого завода по производству стали, работающим по преимуществу на экспорт. Завод дает средства для финансирования политической машины и большинства местных газет, что позволяет успешно броться с конкурентами.
Возможно, это объясняет, почему мы по-прежнему слышим старую поговорку: "Царь хорош, бояре плохи". Бояре, принадлежавшие к высшей аристократии, были единственной силой в стране, способной соперничать с царем - что порой приводило к катастрофическим последствиям. Бояре вмешивались в придворные дела и плели сети интриг на просторах России. Царь, наоборот, неизменно рассматривался как помазанник божий, возвышающийся над путаным месивом повседневной политической рутины. Плохие цари позволяли боярам выйти сухими из воды, хорошие цари ставили на бояр подобающее место и таким образом влияли на общественное мнение. (Как Иван, так и Петр предпочитали последнее.)
В современной России Царь Владимир уже проделал нечто подобное. Он ограничил властные полномочия 89 губернаторов, тем не менее, ходят разговоры о том, что он может сделать еще больше. В кругах московской политической элиты теперь не секрет, что выборы региональных уполномоченных лиц таких, как губернаторы, введенные еще при Ельцине, привели к тому, что страна стала неуправляемой. Сформировавшиеся на местах властные группировки не всегда следовали линии, озвучиваемой Кремлем.
В Кириллове, похоже, найдено решение этой проблемы. В ходе совещания с представителями местной администрации Путин терпеливо и с симпатией выслушал главу города, который заявил о том, что решил ряд городских проблем, посредством прямого назначения чиновников на посты, которые прежде были выборными. При этом губернатор, сидевший справа от Путина, явно не выглядел счастливым.
Впоследствии журналисты из президентского пула признавались, что они были заинтригованы тем, захочет ли повторить Путин нечто подобное и в Вологде. А когда пожилая женщина пожаловалась, что в ее районе не заасфальтирована дорога, Путин, улыбаясь, пошутил: "А почему бы вам не построить им дорогу?" Позгалев пробормотал что-то в ответ и заерзал. Все еще улыбаясь Путин, подлил масла в огонь: "Какой у вас жадный губернатор".
Не стоит и говорить, что Путина на самом деле не шутил. Множество признаков указывают на то, что экономическое возрождение России, особенно заметное на протяжении последнего года, затормаживается, а Путин пообещал сделать серьезный рывок в этой сфере.
Но бюрократы и региональные бароны, которым есть что терять, готовятся оказать сопротивление. Две недели назад, например, генеральный прокурор России открыто выступил против путинского проекта судебной реформы. По мнению Путина, единственным решением этой проблемы может быть усиление властной вертикали, включая устранение хрупкого наследия демократических реформ в России.
Однако Путин сможет это сделать только в том случае, если его начинания будут выглядеть таким образом, что их поддержат простые люди. Возможно, поэтому прокремлевский интернет-сайт выразил надежду, что визит Путина в Кириллов будет означать запоздалую попытку трансформации его личной популярности в "политический ресурс".
Мы станем свидетелями некоей печальной иронии, если русская народная поговорка станет действительностью - и демонтаж демократии найдет поддержку среди населения.
Перевод: Ярослав Огнев