Путин видит смысл реформ не в возврате к коммунизму - ибо эта идея государственного управления умерла навсегда. Вместо этого он постепенно и умело возрождает элементы старого режима, которые могут обещать большинству россиян то, чего они страстно желают: сильную Родину, снова способную постоять за себя во враждебном мире. Это все та же советская система, но не обремененная марксистско-ленинской идеологией и "холодной войной", - своего рода частичка советской эпохи для 21-го века.
Путин - не коммунист, он восстановил сильную центральную власть, которой боятся демократы
Тоскуя по периоду, которого он никогда не знал, Коршунов недавно сделал коротенький шажок назад во времени. В октябре прошлого года в Санкт-Петербурге был восстановлен один из институтов советской эпохи, именуемый "Народная дружина" - гражданские патрули, которые помогают милиции поддерживать общественный порядок и докладывают о подозрительном поведении других граждан. За несколько недель до того Коршунов записался в дружину. И вот теперь, обучаясь в университете и помогая России снова стать здоровой, он надевает на рукав своего зеленого жакета красную повязку и получает за это примерно 20 долл. США в месяц, "В прежние времена в дружине состояли рабочие, - говорит один из его друзей, 19-летний Александр Дорохов. - А сегодня они хотят привлечь студентов┘ чтобы мы почувствовали, что делаем что-то полезное".
В эпоху нужды и разочарования россияне, кажется, заняты поисками смысла жизни - и они обращаются к прошлому. Уставшие от экономических затруднений последних 10 лет, разочарованные ростом количества тяжких преступлений и расцветом коррупции, испытывающие смущение от того, что их страна перестала быть сверхдержавой, россияне пытаются найти что-то пригодное для себя в развалинах империи, которая, по мнению большинства обозревателей, испарилась вместе с Берлинской стеной. От настроений до организаций, Россия сегодня является свидетелем необычного возрождения всего советского. И человек момента, президент Владимир Путин, умело направляет россиян. "Люди устали от расхлябанности", - заявил Путин вскоре после того, как в прошлом году был назначен исполняющим обязанности президента.
Путин видит смысл реформ не в возврате к коммунизму - ибо эта идея государственного управления умерла навсегда. Вместо этого он постепенно и умело возрождает элементы старого режима, которые могут обещать большинству россиян то, чего они страстно желают: сильную Родину, снова способную постоять за себя во враждебном мире. Это все та же советская система, но не обремененная марксистско-ленинской идеологией и "холодной войной", - своего рода частичка советской эпохи для 21-го века. Ее определяющими признаками являются политика, плотно привязанная к президенту, его сильной кремлевской администрации, его сделанной на заказ партии "Единство" - а также новая элита, выросшая преимущественно из старой гвардии КГБ и военных. И эта элита выступает за проведение во внешней политике курса на противодействие американской гегемонии и восстановление статуса России как великой державы.
Сторонники Путина говорят, что он просто является выразителем чаяний значительной части общества, которая тоскует об СССР и сохраняет уважение к руководителям вроде Леонида Брежнева и В.И. Ленина. (По результатам недавнего опроса общественного мнения выяснилось, что 79% опрошенных сожалеют о развале СССР и лишь 15% - нет.) Но критики Путина заявляют, что происходит нечто куда более зловещее: постепенное разрушение демократии. Лидер либеральной партии "Яблоко" Григорий Явлинский утверждает: "Путин создает бюрократическое полицейское государство". Никто не говорит, что в страну возвращаются ГУЛАГ и Госплан. Глобализация экономики, расширенный доступ к информации и свобода передвижения оставили на России свой след. Три миллиона россиян пользуются сетью "Интернет". В 2000 году восемь миллионов россиян побывали за границей, по сравнению с пятью с половиной миллионами - в 1999 году. Даже больная российская экономика выиграла от глобализации: в 2000 году доходы от экспорта превысили 102 млрд. долл. по сравнению с 54 млрд. - в 1993 году. "Значительная часть страны резко изменилась", - заявляет московский аналитик политических проблем Андрей Кортунов.
Это не помешало Путину консолидировать огромную личную власть. Недавно послушная Путину политическая организация "Единство" объявила о своем слиянии с тремя другими партиями, включая в свое время соперничавшую с ней партию "Отечество", которой руководят мэр Москвы Юрий Лужков и бывший премьер-министр Евгений Примаков. Результатом, по мнению аналитиков, станет гипертрофированная "партия власти", которая даст Путину практически бесспорный контроль над нижней палатой парламента. (В прошлом году он значительно ограничил полномочия верхней палаты парламента.) Критики заявляют, что этот шаг равноценен созданию "нового Политбюро". Слияние совпадает по времени с объявленным намерением Путина ограничить число политических партий в России до нескольких, которыми можно управлять, - а независимых журналистов оставить и того меньше. Не так давно поддерживаемая Кремлем компания осуществила насильственный захват последнего независимого общенационального канала телевизионного вещания НТВ. А когда журналисты, уволившиеся с НТВ в знак протеста против смены руководства, попытались найти убежище под крышей другого телевизионного канала, который принадлежит основателю НТВ Владимиру Гусинскому, то обнаружили, что их нового работодателя немедленно начали осаждать налоговые службы.
Что особенно удивляет в тенденциях авторитарной власти в России, так это то, насколько они кажутся похожими на отложившийся в памяти тех, кто пережил советские времена, отпечаток - во всех отношениях. Тележурналист Александр Гурнов недавно даже реанимировал на принадлежащем государству телеканале, где он работает, программу советской эпохи "Международная панорама". Другие реликты советской эпохи непроизвольно комичны - вроде появления культа личности Путина. В поселке Изборск, что в северной части России, местные власти предлагают "Путинский тур" по краеведческому музею под открытым небом, где президент побывал ранее в этом году. (В качестве достопримечательностей предлагаются, в частности, "дерево желаний", у которого он останавливался, и прилавок, где он купил на пробу соленый огурчик.) Холм, с которого Путин прошлой зимой катался на лыжах, был переименован в его честь. А горячие поклонники Путина по всей стране слагают о нем песни и поэмы, прославляющие его величественные деяния. В одной частушке под названием "Наш президент", которую написал студент университета, есть такой куплет:
Скажи мне, Россия, ответь на вопрос,
Почему ты президенту веришь?
И, глядя на него, разве ты не чувствуешь слез
И всей душой за него не болеешь?
А припев у частушки такой:
Уйдет все плохое, вернется рассвет,
Рассвет, которого все мы давно ожидаем.
Нигде сегодня так не заметен культ Путина, как в его родном Санкт-Петербурге. В 80-х годах Санкт-Петербург был в авангарде перестройки и либерализации. Сегодня он является бастионом путиномании. Один петербургский скульптор готовился отлить голову президента в бронзе. А одна местная компания не так давно попала на первые полосы газетных новостей после того, как изготовила тысячи официальных фотографий Путина: она не сумела удовлетворить увеличившийся спрос на эти фотографии. Если к этому имеет какое-то отношение Виктор Юраков, то это только начало. Как самозваный "главный идеолог" санкт-петербургского отделения партии "Единство" Юраков является организатором кампании за завоевание сердец и умов своих земляков в поддержку Путина. Оплакивая "смерть здорового патриотизма" после развала СССР, Юраков заявляет: "Михаил Горбачев и Борис Ельцин разрушили все. Мы были великой державой┘Нам нужен сильный руководитель, которому люди могли бы верить - а люди верят Путину". В самом деле, деятельность Путина одобряют примерно 70% опрошенных. Юраков делает все, что в его силах, чтобы рейтинг Путина не снижался, в том числе пытается реанимировать гордость и патернализм советской эры. Его партия организует субботники и патриотические выставки по истории России. Она подарила детским приютам флаги Российской Федерации. Она планирует украсить городские подъезды и общественные транспортные средства сатирическими плакатами, призывающими людей соблюдать чистоту и хорошо себя вести. (Один такой плакат обличает свинью в человеческом платье, которая мочится в кабине лифта.) А самым спорным на сегодня поступком Юракова считается издание прошлой осенью тиражом 10000 экземпляров брошюры для учащихся начальных школ Санкт-Петербурга, в которую вошла достойная подражания биография Путина, заставившая вспомнить о прежде публиковавшихся книжках для детей о "дедушке Ленине". Мальчик Володя, говорится в брошюре, "никого не боялся и никогда никого не обманывал. Его школьный учитель знал, что он очень талантлив". И Юраков никогда не забывает о партии: "Мы рассказываем (детям) о задачах нашей партии, о том, чего она хочет достичь, что хочет сделать".
Рвение Юракова подвергают осмеянию более современные россияне, и даже сам Путин был вынужден обратиться к своим санкт-петербургским поклонникам с просьбой умерить пыл. Но президент сыграл немалую роль в движении России "назад к будущему". Пребывая на посту директора Федеральной службы безопасности (ФСБ), ставшей преемницей внутренних функций КГБ СССР, он благословил возрождение всего советского. Он украсил штаб-квартиру ФСБ, печально знаменитое здание на Лубянке, памятной доской в честь Юрия Андропова - единственного из руководителей КГБ, сумевшего подняться на высшую ступень власти, - на которой начертаны слова "выдающийся советский деятель". "Если бы наш новый босс (Путин) расстался с духом советских времен, - утверждает активный борец за права человека Сергей Ковалев, - то он не стал бы присутствовать на церемонии открытия памятной доски Андропову и произносить тост по случаю дня рождения Сталина".
Быть может, в этом и состоит коренное отличие Путина от его предшественника, Бориса Ельцина. Ностальгия по СССР является неотъемлемой частью России с самого момента распада советской империи. Но Ельцин, временами проявлявший к ней терпимость, в основном старался ее сдерживать - заменяя символы советской эпохи и праздничные даты новыми российскими эквивалентами и позволяя критикам тоталитаризма свободно выражать свои мнения. Путин пошел совершенно по другому пути. В прошлом году он восстановил в качестве национального гимна Российской Федерации государственный гимн советской эпохи, а теперь он предлагает снова ввести обязательную военную подготовку в старших классах средней школы как элемент "военно-патриотического воспитания" российской молодежи. Во всем этом проявляется темная сторона частички советской эпохи для 21-го века.
Несогласные с политикой Путина опасаются, что сегодняшние поклонение и риторика приведут к реинкарнации старых аспектов советского стиля вроде милитаризации, подавления инакомыслия и показательных судебных процессов. В 1999 году Путин заявил, что активисты движения за здоровую экологию в России фактически служат прикрытием для "иностранных разведслужб". С того времени стали расти как грибы после дождя все новые "дела о шпионаже". Когда в начале текущего года в Воронеже был арестован по обвинению в распространении наркотиков американский гражданин, власти поторопились сообщить, что он прошел обучение в американской "разведшколе". Недавно представитель ФСБ по связям с общественностью обвинил ведущего представителя сепаратистского движения Чечни в том, что тот является "агентом ЦРУ США". Менее широко известен тот факт, что с недавних пор правительство России возобновило советскую практику объявления иностранцев, критически высказывающихся о российских порядках, "персона нон грата". В последнее время так поступили с одним немецким телевизионным продюсером, с одним чешским противником войны в Чечне и с членами британской организации противников использования в войнах инженерных мин.
Наблюдатели за соблюдением прав человека и ученые приводят доказательства того, что они именуют тенденцией фабрикации дел о шпионаже, преследующей цель ограничить контакты россиян с иностранцами - особенно в случаях, когда в беседах затрагиваются темы ядерного оружия или борьбы за чистоту окружающей среды. Тридцатишестилетний исследователь проблем контроля над вооружениями в престижном московском Институте США и Канады Игорь Сутягин в октябре 1999 года был арестован ФСБ по обвинению в шпионаже в пользу Соединенных Штатов Америки. Его судили в закрытом судебном заседании, и его защитник говорит, что в настоящее время он отбывает наказание в одиночной камере, чтобы изолировать его якобы по причине "совершенно секретного" характера его дела. Но директор этого исследовательского института Сергей Рогов заявляет, что обвинения (против Сутягина) политически мотивированы: "Всегда находились такие люди, которые считали, что наш институт слишком проамериканский, и дело Сутягина используется для того, чтобы показать, что наш институт является распространителем политических взглядов, наносящих ущерб россиянам".
А Анатолий Бабкин, московский профессор, которого обвинили в продаже американцу Эдмунду Поупу (Edmund Pope) - первому за последние 40 лет американскому гражданину, осужденному в России за шпионаж - составляющих государственную тайну сведений по русской высокоскоростной торпеде "Шквал", был помилован Путиным по состоянию здоровья, но только после "показательного", по мнению очень многих людей, суда, в ходе которого явно проявилась симпатия судей к стороне обвинения. Если при Сталине у нас судили по сфальсифицированным обвинениям врачей, то сегодня настала очередь ученых", - говорит защитник Бабкина в суде Андрей Андрусенко.
Русские также выслали из страны четырех американских дипломатов в ответ на массовую высылку из США российских дипломатов, которая последовала за разоблачением окопавшегося в ФБР США российского "крота" Роберта Хэнссена (Robert Hanssen). Кремль угрожает выслать еще большее число американских дипломатов в рамках "симметричного ответа". Деятельность российских представителей за рубежом вызывает не менее тревожные чувства того, что "все это уже было раньше". Не пытаясь извиняться за прошлое, Путин, в отличие от Ельцина, обнимается с руководителями Кубы, Вьетнама и Северной Кореи. Тем временем он обхаживает европейцев и китайцев (чьими экспериментами в области либерализации экономики и политического контроля он восхищается), играя на их страхе перед национальной системой противоракетной обороны США и "однополярным миром".
Что касается стран ближнего зарубежья, то Путин резко отошел от проводившийся при Ельцине политики разрешать бывшим советским республикам брать у России столько энергетических ресурсов, сколько им нужно, обыкновенно за них не платя. Он угрожал Грузии "перекрыть газовый кран" и пообещал, что построит трубопровод в обход обнищавшей донельзя Украины, - тем самым отбив у этих стран охоту бросать вызов Москве. В Средней Азии Путин сосредоточился на использовании в своих интересах того разочарования, которое было вызвано провалом американских попыток создать новые маршруты транспортировки каспийской нефти на международные рынки, открыв конкурирующий российский трубопровод до порта Новороссийск. Растущая угроза восстания исламских фундаменталистов в этих слабо стоящих на ногах среднеазиатских республиках все больше побуждает их руководителей ориентироваться на Москву. А это все играет на руку путинской внешней политике.
"В советское время, - говорит он, - мы так напугали остальной мир, что дело кончилось созданием огромных военно-политических блоков. Какая нам от этого была польза? Разумеется, никакой┘С одной стороны, нам следует избавляться от имперских амбиций. Но с другой - мы должны ясно и четко представлять себе, где лежат наши национальные интересы". По Путину, они лежат в усилении влияния России на свои бывшие союзные республики. Почти все они, за исключением прибалтийских, за последние 10 лет пережили еще большие экономические потрясения, чем Россия, и многие из них начинают по-иному воспринимать перспективу самостоятельного существования. Крохотная Молдова, когда-то являвшаяся рассадником махрового национализма, недавно избрала неокоммунистическое правительство, которое обещает народу рассмотреть вопрос о воссоединении с Россией (в федеративной структуре). Другая республика, Беларусь, в 1996 году уже вошла в свободный союз с Москвой. Все это ставит более масштабный вопрос: как далеко Путин и его приспешники намерены плыть на волне ностальгии по советскому прошлому?
В путинизме, кажется, недостает одного критически важного ингредиента - цельной идеологии. Марксизм, а после него ленинизм, сталинизм и коммунизм предлагали людям всеобъемлющее мировоззрение, с помощью которого можно было объяснить и организовать все на свете, от истории до экономики и семейных отношений. Задачей сильной государственной власти было насаждение этой идеологии во всех сферах до момента, когда всему народу настолько "промоют мозги", что государство сможет "отмереть".
Оппоненты Путина могут находить утешение в том, что процесс постепенного восстановления всего советского вскоре остановится. Несмотря на атаки Путина на независимые средства массовой информации никто не предлагает ввести цензуру на учебники по истории или запретить "дегенеративное" искусство, процветающее в сегодняшней России. Либеральный депутат парламента Юлий Рыбаков согласен с тем, что советские умонастроения серьезно затрудняют прогресс. В конце концов, едва ли стоит ожидать отмечает он, что 10 лет демократии перевесят 70 лет большевизма и многие века царского самодержавия. "Тоталитарные умонастроения все еще являются неотъемлемой частью общественного сознания", - считает он. С другой стороны, говорит он, его недавний визит на Кубу, в этот "социалистический рай", заставил его кое-что понять. "Этот визит поверг меня в дрожь. Я понял, что должны были чувствовать иностранцы в старое время, когда они приезжали в СССР. Несмотря ни на что, сегодня мы все-таки живем в свободной стране по сравнению с Кубой". Он делает паузу, затем добавляет: "По крайней мере, пока".
Перевод: Виктор Федотов