Министр обороны США Рамсфельд и, в меньшей степени, президент США Буш-младший публично выражают свой интерес к разработке дорогостоящих и сложных систем оружия космического базирования, включая боевые лазерные системы для борьбы с баллистическими ракетами, а также спутники-перехватчики для борьбы со спутниками противника.
Вашингтон, 7 мая 2001 года. Представители министерства обороны США сообщили, что во вторник министр обороны Дональд Рамсфельд (Donald H. Rumsfeld) объявит о коренном пересмотре космических программ Пентагона. Это свидетельствует о резком возрастании важности космического пространства для стратегического планирования. Заявление г-на Рамсфельда - первый шаг на пути резкого увеличения расходов Пентагона на космические программы; оно должно подчеркнуть ту важность, которую новая американская администрация придает созданию систем оружия космического базирования. По словам представителей министерства обороны США, г-н Рамсфельд должен объявить об учреждении в Пентагоне новой должности для "четырехзвездного генерала" ВВС (примерно соответствует званию "маршал авиации" - прим. пер.), который станет готовить почву для создания в будущем нового рода сил - военно-космических. "Есть символический смысл в том, что это заявление будет сделано на столь раннем этапе, - сказал один служащий Пентагона. - Это свидетельствует о том, насколько важным г-н Рамсфельд считает космос для наших будущих военных операций". Помощники г-на Рамсфельда подчеркивают, что пересмотр военно-космических программ США будет способствовать приданию им большего веса и облегчит чиновникам Пентагона задачу "пробивания" увеличенных ассигнований на эти программы.
Г-н Рамсфельд и, в меньшей степени, президент США Буш-младший (George W. Bush) публично выражают свой интерес к разработке дорогостоящих и сложных систем оружия космического базирования, включая боевые лазерные системы для борьбы с баллистическими ракетами, а также спутники-перехватчики для борьбы со спутниками противника. Однако любые усилия по созданию систем оружия такого рода несомненно встретят противодействие, в частности, со стороны Китая, России и европейских стран, а также сторонников контроля над вооружениями.
В своей первой важной речи по военной политике в феврале с.г. г-н Буш-младший заявил: "В космосе мы будем обеспечивать безопасность нашей спутниковой сети, которая исключительно важна для передачи коммерческой информации и для защиты наших общих интересов. Все это требует больших усилий и новых расходов". В настоящее время Пентагон выделяет на свои космические программы всего около 8 млрд долларов из общей суммы военного бюджета, порядка 310 млрд долларов в год. Пентагон расходует дополнительно миллиарды долларов совместно с Центральным разведывательным управлением США на космические разведывательные программы, включая запуски спутников-шпионов (эти расходы засекречены).
"Я полагаю, что милитаризация космоса была бы очень несвоевременной, - заявил старший научный сотрудник Брукингского института (политических исследований) Майкл О'Хэнлон (Michael E. O'Hanlon). - Может быть, этот процесс неизбежен. Возможно, не удастся сделать космос заповедником, где не будет никакого оружия. Но не в интересах США первыми нарушать это табу".
Предложение г-на Рамсфельда будет первым в серии планируемых на ближайшие недели заявлений по военным вопросам, которые завершатся представлением в июне подробного бюджета Пентагона на очередной финансовый год, начинающийся в октябре. Эти заявления станут результатом деятельности двух десятков комиссий, учрежденных по указанию министра обороны США для изучения путей модернизации американских вооруженных сил. Выдвигается множество различных идей, в том числе о сокращении и реорганизации сухопутных войск, об увеличении роли и задач стратегической бомбардировочной авиации и более широком использовании беспилотных летательных аппаратов, а также о пересмотре стратегии подготовки к ведению почти одновременно "двух крупных региональных войн". В планах на будущее фигурирует идея создания космического самолета для быстрой доставки систем оружия в любую точку земного шара и для слежения за другими странами. Ранее в этом году Национальное аэрокосмическое агентство США (НАСА) прекратило выделение ассигнований на такой самолет, получивший обозначение Х-33, из-за перерасхода средств и задержек в осуществлении программы.
Принимая во внимание тот факт, что до декабря прошлого года г-н Рамсфельд возглавлял комиссию конгресса США по военному использованию космического пространства, не удивительно, что он предпочел с самого начала своего пребывания на посту министра обороны сфокусировать внимание на космосе. "У него эти идеи уже были в первый день вступления в должность, - подчеркнул один из служащих Пентагона. - Это для него гораздо проще, чем заниматься пересмотром других программ". В своем заключительном докладе комиссия конгресса писала, что Соединенные Штаты Америки стали "привлекательным кандидатом на космический Перл-Харбор". (Имеется в виду внезапное нападение японской авиации на военно-морскую базу США на Тихом океане 7 декабря 1941 года - прим. пер.). Предательская атака на американские коммерческие и военные спутники могла бы нарушить всю деловую активность и лишить Пентагон возможности осуществлять наблюдение за иностранными вооруженными силами и передвижениями кораблей и судов.
Комиссия призвала к пересмотру космических программ Пентагона, увеличению ассигнований на научные исследования и разработки военно-космических технологий и выделению средств на создание военно-космических сил, которые должны иметь собственные программы закупок техники и боевой подготовки. Хотя основное внимание в докладе было уделено защите американских спутников, также предлагалось увеличить "распространение военной мощи из космоса", что большинством обозревателей понимается как призыв к выводу в космос наступательных систем оружия. "Нынешние масштабы зависимости США от космоса, быстрые темпы увеличения этой зависимости и уязвимость, появляющаяся в связи с этим - все это требует, чтобы космическая составляющая интересов безопасности США была признана высшим национальным приоритетом", - говорится в докладе комиссии. Хотя г-н Рамсфельд ушел из комиссии до выхода в свет в январе с.г. ее заключительного доклада, считается, что в докладе отражены его взгляды на данную проблему.
Комиссия предложила Пентагону учредить новую должность заместителя министра обороны США по космосу, разведке и информации. Но ожидается, что во вторник г-н Рамсфельд не воспользуется этой рекомендацией. Вместо этого г-н Рамсфельд, в прошлом исполнительный директор фармацевтической компании, поклявшийся посвятить себя делу налаживания работы Пентагона, предложит организационные изменения с целью укрепления военно-космических программ и повышения их значимости. Как сообщают чиновники Пентагона, первым делом он предложит учредить должность "четырехзвездного генерала", который будет заниматься исключительно операциями ВВС США в рамках Космического командования, ответственного за преобладающую долю программ использования военных спутников. Он также предложит сделать ВВС ведущим видом вооруженных сил в деле создания, технического оснащения и подготовки личного состава национальных военно-космических сил - задача, которая до настоящего времени была распределена между всеми видами вооруженных сил США.
В рамках этой консолидации усилий по космосу г-н Рамсфельд предложит сделать заместителя министра ВВС главным по закупкам техники для космических программ. Он предложит также усилить контроль министерства обороны США за деятельностью Национального управления видовой разведки (National Reconnaissance Organization), которым в настоящее время Пентагон руководит совместно с Центральным разведывательным управлением США. Сейчас нельзя сказать, будет ли ЦРУ и впредь участвовать в руководстве этим агентством, которое ведает оперативным использованием американских фоторазведывательных спутников.
"Все вышеперечисленное в общем-то отражает приоритеты г-на Рамсфельда, - заявил руководитель программы исследований политики в области безопасности в Университете Джорджа Вашингтона Гордон Адамс (Gordon Adams). - Я не удивлюсь, если при Рамсфельде космос займет центральное место".
Перевод: Виктор Федотов