Год назад нынешний российский президент получил в наследство страну, эгоизм и невежество провинциальных руководителей которой грозили ее расколом. С тех пор президенту удалось не без помощи бывших генералов и представителей спецслужб создать новую "властную вертикаль". Путину нравится все, что несет на себе отпечаток армейской специфики. У генералов, адмиралов и полковников - прекрасный шанс сделать карьеру.
Мартовские перестановки в составе правительства, с удовлетворением говорил президент Владимир Путин, позволили России сделать большой шаг вперед по пути к гражданскому обществу. Эти слова он произнес в тот момент, когда главами важнейших, так называемых силовых министерств были только что назначены два "гражданских лица". Сергей Иванов - прежний секретарь Совета безопасности был назначен министром обороны. Борис Грызлов, лидер фракции пропутинской партии "Единство", получил в свои руки влиятельное министерство внутренних дел. Разумеется, считать их чисто гражданскими людьми нельзя, несмотря на то, что на момент назначения они носили штатскую одежду.
Утверждается, что Грызлов, работавший прежде в оборонной промышленности Ленинграда/Санкт-Петербурга, поддерживал интенсивные контакты со спецслужбой начиная с 1973 года. По данным Центра политической информации, он является "креатурой" приближенного Путина Дмитрия Козака и руководителя внутренней контрразведки - ФСБ - Николая Патрушева.
Сергей Иванов - прежде генерал спецслужбы - снял форму только осенью 2000 года. Как и у его патрона Путина, за плечами у Иванова - долголетняя работа в Службе внешней разведки, которую он, в противоположность Путину, не прекращал и после 1991 года. В 1998 году благодаря протекции своего покровителя Путина Иванов был назначен заместителем главы ФСБ, а осенью 1999 года - секретарем Совета безопасности России. С передачей министерских кресел Грызлову и Иванову глава Кремля Путин поставил важнейшие военные институты страны под контроль спецслужбы. Он больше всего доверяет ее представителям и одинаково с ними мыслит.
В то же время Путину нравится все, что несет на себе отпечаток армейской специфики. Лояльные генералы, адмиралы и полковники, несмотря на публичную похвалу президента в адрес якобы развивающегося в России гражданского общества, имеют прекрасные шансы для карьеры. Люди в военной форме различных цветов, привыкшие исполнять приказы, играют в попытках Путина поставить федеральную Россию вновь под контроль Центра и сдержать центробежные силы ключевую роль.
После инаугурации в мае прошлого года первым административным решением президента, который написал на своем знамени - формирование новой "вертикали власти", стало создание совершенно нового, не предусмотренного конституцией, института. Страна была поделена на семь больших "федеральных округов", которые язвительные русские назвали вскоре "генерал-губернаторствами". Дело в том, что пять из семи представителей президента имеют генеральский чин. Георгий Полтавченко, отвечающий за центральные регионы России, являлся прежде генерал-лейтенантом спецслужбы, как и Виктор Черкесов, возглавляющий Северо-Западный федеральный округ с центром в Санкт-Петербурге. В Северо-Кавказском регионе президента представляет генерал-полковник Виктор Казанцев. Период времени, когда он являлся главнокомандующим группировки войск на Кавказе, считается наиболее кровавым. Генерал-лейтенант Петр Латышев управляет по поручению Путина Уралом. Кремль добивается того, чтобы лишить губернаторов, избранных населением регионов, права принимать без их согласия самостоятельные решения по важным вопросам.
А тем из них, кто так и не дошел до понимания духа времени, можно дать наглядный урок. Для отстранения от участия в выборах попавших в немилость губернаторов - например, Руцкого в Курске, Назарова на Чукотке, Наздратенко во Владивостоке или фашиствующего Кондратенко в Краснодаре - были применены сомнительные методы. Опробованным инструментом стала налоговая полиция, а в случае с Руцким - вычеркивание фамилии кандидата из избирательных бюллетеней за несколько часов до начала выборов. Вряд ли кто-то сочувствует этим людям. Однако методы КГБ, которые были при этом использованы, пугают. Они обнаруживают милитаристский дух, которым оказалась заражена Россия спустя год после прихода к власти Путина. Недуг состоит не в том, что военные или представители спецслужб оказываются за рычагами управления страной, приходит к выводу независимый военный эксперт Павел Фельгенхауэр. Недуг, продолжает он, имеет симптомы болезни под названием "милитаризация общества". От нее не застрахованы ни экономика, ни государство. По этой причине распался СССР, а "теперь умирает Россия", ставит неутешительный диагноз эксперт.
Перевод: Владимир Синица