День Победы - празднование очередной годовщины разгрома нацистской Германии во второй мировой войне - самый большой в России нерелигиозный календарный праздник, когда россияне вспоминают о былой военной славе. Но сегодняшний традиционный парад на Красной площади по случаю Дня Победы является всего лишь бледной тенью аналогичных парадов советского времени: мимо ворот Кремля не покатятся грозные стратегические ракеты, по изношенной брусчатке не пройдут с грохотом танковые батальоны┘Хотя нынешний парад, быть может, свидетельствует о том, что Россия уже не является сверхдержавой - о чем нередко говорит политическая команда президента США Буша-младшего (George W. Bush) - аналитики предупреждают, что планы американской администрации урезать ассигнования на программы нераспространения оружия массового поражения опасно игнорируют угрозу, которую все еще представляет огромный ядерный арсенал России.
Г-н Буш-младший обещает потратить десятки миллиардов долларов на строительство нового противоракетного щита. Но специалисты по распространению оружия массового поражения утверждают, что было бы гораздо выгоднее потратить незначительную долю предполагаемой стоимости национальной системы противоракетной обороны США на то, чтобы лучше контролировать российские "свободные" ядерные боеприпасы и предотвращать распространение обогащенного урана, оружейного плутония и научно-технических познаний в области ядерного оружия. "Если принять во внимание значительный вклад этих программ в дело укрепления безопасности Соединенных Штатов Америки, тогда расходы на них (менее половины процента военного бюджета США) покажутся просто мелочью, - заявляет директор калифорнийского Центра по изучению проблем нераспространения (оружия массового поражения - прим. пер.) при Монтерейском институте Джеймс Мольц (James Clay Moltz). - Мы видим, что в военном бюджете США растут ассигнования на новые системы оружия, но сокращаются расходы на такие программы коллективной безопасности, которые реально позволяют уменьшить долговременную угрозу".
В январе с.г. двухпартийная комиссия министерства энергетики США пришла к выводу, что российские ядерные боеприпасы или ядерные материалы могут быть проданы "террористам или враждебно настроенных по отношению к Соединенным Штатам Америки странам", и что в последние годы были предотвращены "десятки" попыток сделать это. "Сегодня это самая насущная неустраненная угроза национальной безопасности США", - сказано в докладе этой комиссии. "Мне становится просто страшно при мысли, что на территории бывшего Советского Союза, возможно, остаются 40000 ядерных боеприпасов, которые плохо контролируются и плохо хранятся, и что остальной мир не проявляет крайней озабоченности в связи с этой опасностью", - заявил месяц назад сенатской комиссии по иностранным делам бывший лидер сенатского большинства Говард Бейкер (Howard Baker), который был сопредседателем специальной комиссии министерства энергетики. Комиссия рекомендовала в следующем десятилетии увеличить до 3 млрд. долл. (в 4 раза) ежегодные расходы на программы нераспространения. В предложенном г-ном Бушем-младшим проекте бюджета на 2002 финансовый год расходы на помощь России в осуществлении программ нераспространения, составляющие сегодня 874 млн. долл. в год, сокращены примерно на 10%. Администрация США проводит всеобъемлющий пересмотр всех подобных программ для России, в связи с чем в Америке разрастаются дебаты по данной проблеме. Политическая атмосфера также становится желчной. Министр обороны США Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld) занял жесткую позицию, обвиняя Россию в том, что та является "активным распространителем" (оружия массового поражения - прим. пер.). Москва жалуется, что Вашингтон находится в тисках атмосферы "холодной войны".
Россия является одним из главных противников планов г-на Буша-младшего в области противоракетной обороны, а президент Владимир Путин старается улучшить отношения с архиврагами США от Кубы до Ирана. В феврале с.г. напряженность возросла еще больше из-за взаимной высылки обвиненных в шпионаже дипломатов (по 50 человек с каждой стороны), которую инициировал Вашингтон. Одним из результатов этой акции, по утверждению аналитиков, стало то, что политика перемешалась с проблемами безопасности. Тщательному изучению подвергается вопрос об открытости России, особенно в том, что касается ее ядерных сделок с Ираном и Индией - а также доступа официальных американских представителей на засекреченные объекты. "Опасность сохраняется, эта проблема серьезна, и поэтому очень важна помощь США в устранении опасности, - говорит специалист по распространению и исследователь Принстонского университета в штате Нью-Джерси Олег Бухарин. - Дело в том, что, если этот поезд остановить, будет очень трудно снова сдвинуть его с места". Политическая поддержка Россией американских программ контроля за ядерным оружием и материалами также может пропасть, говорит он, и "хотя Россия не всегда ведет себя политически корректно", Соединенным Штатам Америки не следует забывать, что на руках у России уникальная стратегическая козырная карта. "Если объективно рассматривать все угрозы, то единственно возможный сценарий, при котором США могли бы быть уничтожены, это пуск русских ядерных ракет, - говорит г-н Бухарин. - Все прочие угрозы вроде терроризма или ракет всяких там "государств-изгоев" - ничто в сравнении с этой угрозой".
Комиссия по изучению программ помощи России пришла к такому же выводу за несколько дней до инаугурации президента Буша-младшего. Приводя "впечатляющие результаты осуществления этих программ", комиссия в то же время заявила, что, если ассигнования не будут увеличены, то возникнет "неприемлемый риск", который может привести к "катастрофическим последствиям". Наибольшим сокращениям предлагается подвергнуть те программы, которые сфокусированы на обеспечении новой работой и выплате субсидий бывшим советским ученым-ядерщикам, чтобы свести к минимуму риск, что они захотят приложить свои познания в другом месте. В число этих программ входит так называемая "Инициатива для ядерных городов", в соответствии с которой осуществляется конверсия военных предприятий и рабочих мест в 10 "закрытых" городах России. Хотя эта программа регулярно подвергается критике, ее сторонники говорят, что она очень ценна. "Это наилучший способ гарантировать, что сокращение ядерных объектов России станет необратимым, - заявляет глава отдела нераспространения в московском Центре Карнеги Александр Пикаев. - Сокращение ассигнований на данную программу подрывает саму возможность решения проблемы". "Человеческий фактор" - вот главное обоснование для этой программы", - говорит он, предупреждая, например, что охранники, в обязанности которых входит эксплуатация финансируемых США систем видеонаблюдения, могут и не появиться на работе следующей зимой. "Долговременное решение не в том, чтобы только лишь доставить эти технические системы на объекты, но в том, чтобы что-то сделать для человеческого фактора. Если это не будет сделано, - предупреждает он, - то может произойти серьезная утечка (российских) ядерных материалов и опыта, что может способствовать разработке ядерных ракет в "государствах-изгоях", а это, в свою очередь, может подорвать планы Вашингтона в области противоракетной обороны". Ускорение (процесса распространения) может быть очень большим, говорит г-н Пикаев. Вот почему к моменту, когда США будут готовы развернуть эффективный противоракетный щит, в этих (враждебных США) странах уже могут быть созданы сильные ракетно-ядерные возможности.
Фонд Карнеги за международный мир провел исследование, которое охватило ученых в пяти российских ядерных городах, и выяснил, что 62% обследованных зарабатывает менее 50 долл. США в месяц. Были опрошены также технические специалисты ракетостроительных предприятий, из них 21% заявили, что хотели бы работать на иностранных военных комплексах.
Политика США в области нераспространения направлена на то, чтобы изменить подобные настроения среди российских ученых-ядерщиков. И, хотя специалисты по России утверждают, что Москва лучше осведомлена о данной проблеме и стремится повысить собственные ассигнования на эти цели, их явно мало. "В России не хватает денег ни на что, даже на ядерные арсеналы, которые заслуживают куда большего внимания", - заявляет глава независимого фонда "Политика" в Москве Вячеслав Никонов. Он добавляет при этом, что идея наказания России путем отказа от помощи ей в деле сокращения ее ядерного арсенала "является странной идеей, со странной логикой". Если потратить хотя бы половину этой суммы (предложенной на противоракетный щит США) на разоружение России, то противоракетный щит скорее всего не потребуется.
Перевод: Виктор Федотов