Вопрос расширения НАТО вновь стоит на повестке дня. На прошлой неделе руководители девяти восточноевропейских стран все вместе снова заявили о своем желании вступить в Североатлантический союз. Они убеждены, что только членство в НАТО сможет обеспечить им безопасность, которая позволит укрепить демократию и добиться процветания. Президент США Буш-младший (George W. Bush) склонен с ними согласиться, но не дает никаких обещаний. Ни США, ни европейские члены НАТО пока не решили, стоит ли принимать в свой союз новых членов на запланированной на следующий год встрече на высшем уровне в Праге, и если да, то на каких условиях.
Вполне возможно, что не будет сделано никаких приглашений. Члены НАТО не склонны нести увеличенные расходы для выполнения расширенных обязательств по обороне. Польша, Венгрия и Чешская Республика, принятые в НАТО в 1999 году, сделали недостаточно в плане модернизации своих вооруженных сил. Что касается нынешних кандидатов на вступление в союз, то их вооруженные силы находятся в еще более плачевном состоянии. Принятие решений на основе принципа единодушия и так является достаточно трудным делом для союза, насчитывающего сегодня 19 членов. Возможно, НАТО предпочтет выждать.
С другой стороны, союз может избрать путь безопасного расширения, предложив вступить в него Словении и Словакии, которые в прошлый раз не прошли очень незначительным числом голосов. Или же НАТО может проявить смелость, как того хотелось бы некоторым членам администрации Буша-младшего, и принять в союз как можно больше членов в возможно более короткий срок. В таком случае пришлось бы распространить гарантии безопасности на прибалтийские государства (бывшие советские республики - прим. пер.) и на некоторые государства Балканского полуострова. Каждое заявление о приеме следует рассматривать с учетом качеств кандидата. Но также необходимо учитывать и некоторые более широкие проблемы.
Первое, существует некая, точно не определенная, взаимозависимость между расширением НАТО и расширением Европейского союза. Быстрый прием в Европейский союз Литвы, Латвии и Эстонии мог бы несколько развеять опасения этих стран за свою безопасность, предложив им политическую и экономическую солидарность. И наоборот, Румыния, которой еще очень далеко до удовлетворения норм для приема в Европейский союз, могла бы выиграть от возможно более раннего вступления в НАТО.
Второе, Россия не обладает правом вето в вопросе расширения НАТО или Европейского союза, но ее озабоченность необходимо принимать в расчет. Россия молча согласилась на последнее расширение НАТО, потому что ее саму приблизили к НАТО. Враждебная Россия, которую будет провоцировать приближение НАТО к ее порогу, подорвала бы безопасность Европы.
Третье, при приеме решения по вопросу расширения НАТО невозможно игнорировать более масштабные проблемы международной безопасности. Противоракетная оборона, нарождающиеся оборонительные силы Европейского союза и перспективы новых соглашений в области контроля над вооружениями и нераспространения оружия массового поражения в мире безусловно окажут определенное влияние на это решение.
Вышеназванные вопросы станут главными при обсуждении проблем европейской безопасности в предстоящие месяцы. Опасность заключается в том, что эти дискуссии могут привести к новым разногласиям на континенте, если только Европа и США в тесном взаимодействии не выработают общую позицию.
Перевод: Виктор Федотов