Вашингтон, 13 мая 2001 года. Г-н Буш-младший (George W. Bush) прекращает игнорировать Владимира Путина. Американский президент готов сесть с российским руководителем за стол переговоров и начать диалог о будущем ядерного оружия и контроля над вооружениями. Из Белого дома исходит ощущение, что четыре месяца, в течение которых Америка с показной пренебрежительностью отклоняла настоятельные призывы г-на Путина к встрече один на один с г-ном Бушем-младшим, достигли своей цели. Подготовлена сцена для краткосрочной российско-американской встречи на высшем уровне, которая будет проводиться по преимуществу на условиях г-на Буша-младшего. Г-н Буш-младший стремится достичь внешнеполитической цели, которой не сумел, как ни старался, достичь Билл Клинтон (Bill Clinton), - уговорить Россию согласиться на то, чтобы США при разработке своей национальной системы противоракетной обороны (НПРО) для борьбы с баллистическими ракетами вышли за пределы Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договора по ПРО).
Американский президент, кажется, остановился на сложной обходной стратегии, которая позволит ему избежать как прямого отречения от существующих договоров в области контроля над вооружениями, так и продолжения начатых при г-не Клинтоне дипломатических усилий с целью добиться согласия Москвы на внесение изменений в существующий Договор по ПРО.
Вместо этого г-н Буш-младший, по свидетельству его помощников, намерен добиваться "неформальных договоренностей" с русскими о путях изменения сложившегося в годы "холодной войны" баланса стратегических ядерных сил (СЯС) и лежащих в его основе соображений. Это станет главной темой дискуссий на первой встрече г-на Буша-младшего и г-на Путина, которая может произойти в Скандинавии уже в середине июня, когда г-н Буш-младший отправится с первым официальным визитом в Европу. "Сейчас этот вопрос (об американо-российской встрече на высшем уровне - прим. пер.) упирается только в согласование рабочих графиков (двух президентов - прим. пер.), а не в какие-то своекорыстные соображения или в нежелание", - заявляет один высокопоставленный представитель США.
Заявление г-на Буша-младшего от 1 мая с.г. по ядерной стратегии, подчеркнувшее его решимость создать всеохватывающую систему противоракетной обороны для Соединенных Штатов Америки, их союзников и друзей, было в основном положительно встречено г-ном Путиным, в результате чего как критики г-на Буша-младшего внутри страны, так и европейские союзники, недовольные его планами в отношении НПРО, остались ни с чем. На брифинге для европейских дипломатов в Брюсселе на прошлой неделе высокопоставленный сотрудник администрации Буша-младшего ясно дал понять, что пришло время совершить "поворот кругом" в российско-американских отношениях, на которых оставили отпечаток высылки дипломатов-шпионов и жесткие высказывания с обеих сторон. На прошлой неделе Стив Хэдли (Steve Hadley), как сообщают, заявил послам европейских стран НАТО, что "взаимодействие с Россией" для достижения взаимопонимания по ядерной стратегии на период после "холодной войны" является сейчас первоочередной задачей США. Формальное решение судьбы Договора по ПРО от 1972 года и проблемы контроля над вооружениями в целом сегодня "вторичны", заявил, согласно телеграфным отчетам об этой встрече, заместитель советника президента США по национальной безопасности.
Дипломатия Буша - в последнее время подвергающаяся нападкам с разных сторон как оксиморон (греческое oxymoron, буквально "остроумно-глупое" - стилистическая фигура, сочетание противоположных по значению слов, сжатая и оттого парадоксально звучащая антитеза: "живой труп" - Л.Н. Толстой; "жар холодных чисел" - А.А.), - в сущности является ловкой и эффективной в том, что касается выработки новой основы для отношений с потерявшей былое могущество, но все еще важной Россией, а также снятия опасений Европы относительно его отказа от Договора по ПРО. После длительных обсуждений президент, кажется, решил избежать, по крайней мере на данный момент, того фурора, который вызвала бы его формальная денонсация этого стратегически важного документа от 1972 года. Вместо этого он намерен делать шаг в сторону от Договора по ПРО всякий раз, когда (американские) исследования и разработки станут натыкаться на ограничения, связанные с этим договором, вынуждая г-на Путина выбирать между молчаливым согласием на тихое нарушение договора американской стороной и шумными протестами, но не доводя дело до выдвижения американской стороной формального требования о денонсации договора и не подводя Россию к решению денонсировать договор на основании его нарушения Соединенными Штатами Америки.
Уже был прецедент, когда одна из сторон выражала недовольство, но в то же время молчаливо соглашалась с нарушением Договора по ПРО другой стороной. При администрации Рейгана (Reagan) официальные представители США вели споры с Москвой по вопросу о том, является или нет строительство советской РЛС боевого управления системы ПРО под Красноярском нарушением Договора по ПРО. Вашингтон не предъявил Москве формальных обвинений в нарушении этого договора. В 1989 году, когда "холодная война" закончилась, русские признали, что строительство этой РЛС фактически велось в нарушение договора.
Достичь обратного тому, что было в случае с Красноярской РЛС, - когда Москва проявила бы терпимость к действиям США, выходящим за рамки Договора по ПРО, - будет для г-на Буша-младшего куда труднее, чем в свое время было для Леонида Брежнева. Во-первых, с публичными возражениями против этого вполне могли бы выступить юрисконсульты государственного департамента США и сторонники контроля над вооружениями, даже если бы русские и не стали этого делать. Г-ну Бушу-младшему придется преодолеть также сопротивление Пентагона, недовольного отвлечением (на строительство НПРО - прим. пер.) ресурсов, выделяемых на нужды видов вооруженных сил. Пока ему удается избегать немедленного сражения с европейцами, с Кремлем и с комитетом начальников штабов США, делая туманные заявления, а порой даже скрывая от всех свои планы.
"Нужно поддерживать веру в то, что никто не собирается выходить из Договора по ПРО и что фактически этот договор может быть использован для того, чтобы установить новые отношения с Россией", - говорит один советник г-на Буша-младшего. Г-н Клинтон воспринимал это наоборот. Он стремился использовать отношения с Россией для спасения Договора по ПРО и сохранения основы контроля над вооружениями, заложенной в годы "холодной войны". Однако этот подход провалился.
Г-н Путин предпочел выждать, чтобы посмотреть, какие отношения установятся у него с новой американской администрацией. После четырех разочаровывающих месяцев задержки он вскоре получит такую возможность.
Перевод: Виктор Федотов