Наблюдать за тем, как министр обороны США Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld) ставит Пентагону новые задачи - все равно, что следить за опытным шахматистом за работой: его первые шаги на доске содержат всего лишь намек на будущие сложные и смелые комбинации. Так казалось в особенности на прошлой неделе, когда г-н Рамсфельд распорядился реорганизовать множественные и путаные космические операции Пентагона. Давно назревшие бюрократические реформы многих задевают за живое. Но они также закладывают основы для возможных в будущем новых американских космических инициатив, которые могли бы инициировать гонку вооружений в космосе и превратить поднебесье в поле боя будущего.
Г-н Рамсфельд утверждал, что его усилия по упорядочению руководства космическими программами Пентагона не имеют ничего общего с размышлениями по поводу разработки систем оружия космического базирования. Принятие на вооружение систем такого рода существенно изменило бы характер использования космического пространства, установившийся с момента вывода на орбиту в 1957 году первого советского беспилотного спутника. США и другие государства используют космос большей частью в мирных целях или для ведения пассивных операций в интересах национальной безопасности вроде разведки, связи и наведения ракет.
Пока нет признаков того, что администрация Буша-младшего (George W. Bush) решила вывести в космос наступательные системы оружия. Однако эта идея витает в воздухе. Сам г-н Рамсфельд был председателем национальной комиссии по использованию космического пространства, которая ранее в этом году рекомендовала Вашингтону "разработать системы, которые будут работать в космосе и смогут обеспечивать защиту (американских) космических средств на околоземной орбите, а также дополнять возможности воздушных, наземных и морских сил". Когда г-н Рамсфельд был рекомендован на должность министра обороны, он оставил работу в комиссии незадолго до того, как та завершила свою работу, однако доклад комиссии отражает его взгляды.
Американские военные спутники играют исключительно важную роль в обеспечении связью военного командования, в сборе разведывательной информации, в точном наведении ракет и других систем оружия, а также в управлении боевыми действиями вооруженных сил США. Гражданская связь и коммерция также в значительной мере полагаются на спутники, большинство которых эксплуатируется частными компаниями. В силу этой зависимости комиссия Рамсфельда предупредила, что Соединенные Штаты являются привлекательной целью для "космического Перл-Харбора". (Имеется в виду внезапное нападение японской авиации на военно-морскую базу США на Тихом океане 7 декабря 1941 года - прим. пер.) Уже созданы средства, способные нарушить работу американских космических систем путем постановки радиопомех или ослепления спутников, вывода из строя наземных комплексов управления космическими летательными аппаратами и подрыва ядерных боеприпасов в космосе.
Однако администрации Буша-младшего следует проявить осторожность при рассмотрении вопроса о том, как обеспечить защиту своих космических операций. Точно так же, как поспешность в деле строительства спорного противоракетного щита Америки может спровоцировать возобновление гонки вооружений с Россией, решение разместить в космосе системы оружия может скорее увеличить, чем уменьшить угрозу американской безопасности. Решительно не в интересах Америки начинать новую фазу милитаризации космоса. Только благодаря тому, что было решено зарезервировать космос для использования главным образом в невоенных целях, Соединенные Штаты Америки получили возможность беспрепятственно разрабатывать и эксплуатировать самые совершенные в мире спутниковые системы.
Если Вашингтон откроет путь для превращения космоса в очередное потенциальное поле боя, другие государства наверняка последуют его примеру, и тогда американские спутники станут более вероятными целями для нападения. Так безусловно случится, если Соединенные Штаты Америки начнут создавать противоспутниковые системы оружия и тем самым поставят под угрозу спутники других государств. Россия, Китай и другие страны неизбежно ответят тем же. Разумеется, у США не останется иного выхода, как только начать выпускать собственные средства космического нападения, если другие государства начнут первыми.
Сегодня у администрации Буша-младшего имеются благоразумные, преимущественно земные возможности для обеспечения защиты своей деятельности в космосе. Не существует реальной физической угрозы американским спутникам на орбитах. В настоящее время только Россия имеет в своем распоряжении технологии для эффективного нападения на американские космические летательные аппараты на орбите, но у Москвы не хватает денег и нет побудительных причин для этого. Более опасным представляется нарушение потока информации со спутников на наземные приемные центры путем постановки радиопомех самим спутникам или нарушения работы наземных станций. Следует принять все меры к повышению охраны и обороны наземных станций, а также к затруднению противнику перехвата сигналов со спутников. Соединенные Штаты Америки должны всегда помнить об уязвимости своих космических систем. Но к обеспечению их защиты надобно подходить с умом. Как отметила в своем докладе комиссия Рамсфельда, США настоятельно заинтересованы в расширении использования космоса в мирных целях и в защите мирных операций в космосе.
Перевод: Виктор Федотов