Успешное завершение "холодной войны" не зачеркнуло историю, как не предопределило и безопасного будущего для евроатлантического сообщества. Для того чтобы гарантировать такое будущее, необходимо принимать во внимание повторяющиеся время от времени факторы исторического развития и держать их под контролем вместо того, чтобы игнорировать или быстро забывать. Если рассматривать Украину в этом обязательном свете, то выходит, что она является краеугольным камнем мирового порядка в период после "холодной войны".
Украина с ее 50-миллионным населением и обширной территорией располагается в таком месте Европы, которое в классических исторических трудах именуют "окраинной территорией западной цивилизации". Три столетия гнета Москвы помешали Украине стать составной частью развитой демократической Европы. С 1991 года она является независимой, что представляет, пожалуй, самый крупный единичный геополитический выигрыш для евроатлантического сообщества и для всех либеральных наций Центральной и Восточной Европы, ставший возможным в результате завершения "холодной войны". Сама Украина благодаря независимости впервые на протяжении жизни многих поколений получила шанс превратиться из европейской окраины в полноценную европейскую державу.
К моменту окончания советского господства Украина пришла плохо подготовленной к плавному переходу к рыночной экономике и демократии. Однако на фоне маленьких достижений и болезненных неудач этого переходного периода тесные отношения Украины с НАТО выделяются как серьезный успех обеих сторон партнерского процесса. К сожалению, этому успеху сегодня угрожает внутренний политический кризис в Украине, в центре которого оказался украинский президент Леонид Кучма. Исход этого кризиса может серьезно подорвать то, что стало именоваться мировым статус-кво периода после "холодной войны".
Украина не стремится сегодня - и никогда с 1991 года не планировала - стать в обозримом будущем членом НАТО. Тем не менее сотрудничество Украины с НАТО в некоторых важных аспектах превышает уровни сотрудничества, достигнутые кандидатами на вступление в этот союз. В 1997 году Украина подписала с НАТО Хартию особого партнерства, которая стала основой для активного и растущего сотрудничества. Среди ранее находившихся под советским режимом стран Украина по масштабам наделенного законным статусом сотрудничества с Североатлантическим союзом уступает лишь прибалтийским государствам. Украинские войска гармонично и успешно участвуют в миротворческих операциях на Балканах, где главенствующую роль играют войска НАТО. В столице Украины Киеве размещается информационный центр НАТО, единственный такой орган в стране, которая является членом Содружества независимых государств.
Военный полигон под городом Яворов - крупнейший и наиболее хорошо оснащенный в Украине и, пожалуй, во всей Восточной Европе - стал центром подготовки миротворцев из состава войск НАТО и Украины. Украина и Польша создали объединенный батальон UkrPolBat, единственное на планете воинское подразделение, которое сформировано из военнослужащих бывшей советской, не являющейся даже кандидатом на вступление в НАТО страны и страны, ставшей членом НАТО. Активную роль в совершенствовании организационно-штатной структуры и повышении уровня боеспособности и боеготовности батальона UkrPolBat от имени НАТО играет Великобритания.
Ежегодно в Украине проводятся совместные учения вооруженных сил стран НАТО и партнерских стран с вооруженными силами Украины на суше и на море. В прошлом месяце, например, украинские, польские и литовские солдаты под руководством канадских инструкторов на полигоне Яворов совместно готовились к участию в миротворческих операциях под руководством НАТО. Запланировано проведение других учений, в том числе сухопутных учений "Cossack Express 2001" и "Peace Shield-2001", а также морских учений "Sea Breeze-2001" у черноморского побережья Украины. Большинство этих учений уже стало ежегодными. В типовом случае в учениях "Peace Shield" и "Sea Breeze" принимают участие 10-12 стран НАТО и партнерских стран, в том числе крупные контингенты вооруженных сил США. Эти войска (силы) имеют возможность оттачивать свое боевое мастерство в условиях Украины, передавая опыт украинским войскам. В ходе этого отдельные украинские части в своей боевой подготовке приближаются к стандартам НАТО, что способствует достижению поставленной цели взаимозаменяемости войск союзников и партнеров. Общий эффект прямо или косвенно укрепляет как украинскую, так и евроатлантическую безопасность.
В отличие от Москвы, Украина приветствовала вступление в НАТО своих соседей, Польши и Венгрии. Киев разъяснил, что расширение НАТО повышает стабильность на украинских западных границах и способствует укреплению собственной безопасности Украины. Впоследствии Украина выразила мнение, что прибалтийские государства (бывшие советские республики - прим. пер.) имеют безусловное право вступать в союзы по их собственному выбору. Две недели назад г-н Кучма подтвердил эту позицию во время посещения Литвы. Политические заявления такого рода не только служат полезным контраргументом для парирования сопротивления Москвы расширению Североатлантического союза, но также имеют определенную ценность как пример для подражания, которому сама Москва когда-нибудь последует.
Одним из проблематичных аспектов отношений Украина-НАТО является военная реформа в Украине. Серьезные экономические трудности сдерживают масштабы и темпы этой реформы. Она идет очень туго, хотя Украина тесно консультируется с НАТО. И в этой области сотрудничество официально оформлено путем создания объединенных рабочих групп, которые периодически встречаются для выработки программ, оценки достигнутых результатов и перспективного планирования. Поставлена задача сократить численность раздутых и по большей части устаревших вооруженных сил, перейти с системы комплектования по призыву на контрактную систему комплектования и создать силы быстрого развертывания, взаимозаменяемые с силами НАТО.
Отношения с НАТО входят неотъемлемой составной частью в постепенный процесс переориентации Украины с Востока на Запад. Только лишь в конце 1999 года были, кажется, окончательно побеждены на президентских выборах украинская компартия и другие силы, ориентировавшиеся на прошлое и одновременно на Восток. Примечательно, что г-н Кучма победил на откровенно прозападной платформе, которую его украинские сторонники назвали "Европейский выбор". Более года на посту премьер-министра находился известный реформатор Виктор Ющенко, при котором страна совершила экономический поворот. Он повел наступление на теневую экономику, служившую интересам обогащения олигархических групп, а также принял меры к сокращению чрезмерной экономической зависимости от России.
Но этот позитивный процесс, по всей видимости, затормозился из-за скандала, который окрестили "Кучмагейтом". В центре этого скандала подозрение, что украинский президент, возможно, причастен к исчезновению и, как опасаются, к насильственной смерти одного оппозиционного журналиста. Собранные по делу доказательства не могут служить основанием для обвинения г-на Кучмы, но они также стопроцентно не оправдывают его. Печально, но его собственная администрация повинна в неправильном ведении расследования данного дела, что привело к подрыву имиджа президента в глазах общественности. Внутренний кризис придал финансовым и промышленным олигархам страны смелости для объединения с коммунистами и свержения правительства Ющенко, чтобы попытаться сформировать угодное им правительство. Ослабленный г-н Кучма был вынужден искать ограниченного тактического примирения с Москвой.
В этой ситуации возникла угроза для всего позитивного, чего удалось достичь в ходе сотрудничества Украины с НАТО, и для будущего этих отношений. В результате дальнейшей дестабилизации внутриполитической обстановки в стране, прямых атак на президентскую власть и, как следствие этого, формирования левого правительства, которое станет ориентироваться на Восток, отношения могут быть частично или даже в значительной мере подорваны.
Перевод: Виктор Федотов