Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Frankfurter neue Presse" (Германия): Двуликий Путин

"Frankfurter neue Presse" (Германия): Двуликий Путин

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Политика Путина создаёт впечатление двуликости. Над причинами этого гадают наблюдатели, как на Западе, так и на Востоке. Быть может, Путин взял на вооружение образчик авторитарного устройства власти? Если это и так, то он, скоре всего, всё же не жаждет диктаторских полномочий. Просто авторитаризм может сослужить хорошую службу: навести с его помощью порядок в огромной стране, которую Ельцин оставил в состоянии прогрессирующей анархии.

Политика Путина создает впечатление двуликости. Над причинами этого гадают наблюдатели, как на Западе, так и на Востоке. Быть может, Путин взял на вооружение образчик авторитарного устройства власти? Если это и так, то он, скоре всего, все же не жаждет диктаторских полномочий. Просто авторитаризм может сослужить хорошую службу: навести с его помощью порядок в огромной стране, которую Ельцин оставил в состоянии прогрессирующей анархии.

Спустя год после вступления Путина в должность президента России, страна по-прежнему столь же далека от демократии западного образца, как и в эпоху гласности. Это более чем наглядно продемонстрировали события вокруг телеканала НТВ, а также закрытие критически настроенных по отношению к Кремлю газет. На Западе порой задаются вопросом, сколь серьезно Россия думает о переходе к европейской системе ценностей.

Путин, в частности, с сожалением говорит о повсеместной коррупции, о недостатке правовой защищенности, приводящих к тому, что в стране так и не удается создать хороший инвестиционный климат. Заставляет ждать себя проведение необходимых структурных реформ. Гостям с Запада президент говорит о своей приверженности принципам демократического гражданского общества, "составным элементом" которого должна являться, по словам канцлера ФРГ, свобода средств массовой информации. Однако за кулисами дается ход процессам, которые диаметрально отличаются от того, о чем говорится официально.

Политика Путина создает впечатление двуликости. Над причинами этого гадают наблюдатели, как на Западе, так и на Востоке. Быть может, Путин взял на вооружение образчик авторитарного устройства власти? Взял его, чтобы в интересах либерализации экономики сначала обрести дееспособность в огромной стране, которую Ельцин оставил в состоянии прогрессирующей анархии? Или, быть может, он готовит по прошествии периода реформистских перемен при Горбачеве и распада советской империи почву для возрождения автократической великой державы? В действительности перед Путиным стоит тяжелая задача поиска точки баланса. Так, он должен противодействовать сепаратистским тенденциям, не допуская при этом слишком сильной опеки со стороны Кремля по отношению к крупным российским регионам. Он должен бороться с коррумпированной системой экономической олигархии, не отказываясь при этом от принципов рыночной экономики.

Путин, пожалуй, видит необходимость проведения реформ, но в то же время понятие демократии в период его президентства становится во все в большей мере просто фасадной вывеской. Полномочия президента неограниченны, в российском парламенте практически больше не существует оппозиции. Не случайно, нынешняя политика, ведущая к тому, что в будущем власть могут разделить офицеры спецслужбы ФСБ и небольшая прослойка верных правительству олигархов, воспринимается с озабоченностью и не иначе как "модернизация авторитаризма".

Существуют противоречия и во внешней политике России. Путин не устает повторять о своем желании более тесно сотрудничать с Европой и Германией как "главным партнером", чтобы способствовать модернизации своей страны. После охлаждения своих отношений с Вашингтоном он не желает больше делать ставку на финансовую помощь США. Между тем, вызывает раздражение то обстоятельство, что Путин демонстративно стремится поддерживать контакты с так называемыми государствами-изгоями: Ливией, Ираном, Ираком и Северной Кореей.

Растет также влияние России на государства СНГ. Россия оказалась в крупном выигрыше от правительственного кризиса на Украине, который, не в последнюю очередь, обострился в результате смещения ратовавшего за реформы премьер-министра Виктора Ющенко и появления угрозы исключения страны из Совета Европы. Поскольку в той мере, в какой окажется под угрозой европейская ориентация Украины, в такой же мере будет крепнуть российско-украинский альянс.

Председатель международного комитета российского парламента Дмитрий Рогозин в своей статье в газете "Известия" приветствовал смещение Ющенко, подчеркнув, что этот шаг в "национальных интересах" Украины. Известные силы, писал он, пытались воспрепятствовать сближению Украины с Россией. Украинский парламент, по его мнению, проявил в условиях такого давления "самостоятельность и способность к сопротивлению".

Внушает обеспокоенность одно: новое сближение Украины с Россией грозит стать тяжелым бременем для только что начавшегося реформистского процесса. И это тем более серьезно, если учитывать, что Украина является для других стран СНГ пробным камнем на пути к демократии.

Путин использовал свое годичное пребывание на посту президента для того, чтобы сконцентрировать в своих руках огромные властные полномочия. В то же время у него нет ясной политической и экономической программы. После эпохи слабого в управленческом плане Ельцина его авторитет среди российского населения кажется непререкаемым. Однако вскоре Путин будет вынужден отвечать на высокое доверие реальными успехами и, прежде всего, успехами в сфере экономики. Если ему не удастся предложить населению перспективу благополучной жизни и вывести страну из хронической нужды, миф о Путине неизбежно прекратит свое существование.

Перевод: Владимир Синица