Харальд Мюллер (Harald Mueller), руководитель гессенского Фонда исследований проблем мира и конфликтов
Существует ли опасность конфликта между великими державами? Будем ли мы свидетелями появления стратегического союза России и Китая, созданного в противовес сверхмощной и чересчур заносчивой Америке? Некоторые признаки, почти подтверждающие такое предположение, можно заметить и в Пекине, и в Москве. Там заверяют друг друга в заинтересованности сохранения "многополярного миропорядка", клянутся в стратегическом партнерстве и налаживают военное сотрудничество. Россия является сегодня для Китая важнейшим поставщиком вооружений.
Однако при близком рассмотрении отношения между ними не столь уж и однозначны. Китай и Россия имеют общую границу большой протяженности. После длительных переговоров в целом удалось договориться о демаркации границы, однако соседство остается тяжелым. Губернаторы российских субъектов федерации в Восточной Сибири жалуются на нелегальную миграцию китайцев. В этом они видят направляющую руку Пекина и опасаются, что рано или поздно придется столкнуться с сепаратистскими настроениями среди китайской части населения. Они скептически говорят о ценностях и о будущем "стратегического партнерства". Обе страны являются великими державами с амбициями на лидерство в одном и том же регионе, занимающем Среднюю и Восточную Азию. Это соперничество демпфируется общими интересами защиты от США, но оно продолжает существовать. Поэтому быть партнерами на полном доверии они не могут.
По экономическим причинам обе страны нуждаются также в США. В частности, для России ситуация облегчается высокими ценами на нефть. Однако в плане долгосрочного развития притока капитала и технологий будет недостаточно, а их можно получить только от США. При всех существующих противоречиях российское правительство не может позволить себе разрушать отношения с мировой державой номер один. Экономические мотивы не позволяют идти на полную конфронтацию с Вашингтоном и Китаю. Экономический рост Китая напрямую зависит от доступа на американский рынок. Модернизация китайской экономики тоже требует американского капитала и американских технологий.
Для США же брать на себя роль мирового лидера вопреки сопротивлению Россию и Китая стоило бы больших затрат. Обе страны ни в одиночку, ни вместе не смогут дать решительный отпор США. Однако они могли бы, например, кое-что сделать в регионе Средней и Восточной Азии, собрав, например, силы, которые являются фанатичными противниками США. И именно китайский рынок является привлекательным для американских предприятий.
Такая расстановка интересов говорит о том, что в отношениях не избежать конфликтов, но что эти конфликты не перейдут грань тотальной и опасной вражды. К сожалению, интересы не всегда находят свое выражение в благоразумной политике. В своей книге "Безумие правителей" Барбара Тухман (Barbara Tuchman) показала, как ошибки в оценке ситуации, неосторожность и просто глупость вызывали войны. Исследователь проблем мира из Франкфурта Эрнст-Отто Чемпиль (Ernst-Otto Czempiel) назвал отсутствие компетенции у политиков важнейшей причиной развязывания войн.
Наличие таких признаков становится причиной для озабоченности. В США есть влиятельные силы, которые как раз и ищут конфронтации. Им трудно найти в мире для Америки другую роль, кроме той, которая бы укладывалась в образ героического борца со злом. Фигура этакого садового карлика - Гитлера (Hitler) Саддама Хуссейна (Saddam Hussein) на роль вселенского зла не подходит. Провокация со стороны Китая и России могла бы родить подходящего соперника. Намерение поставить на Тайвань противоракетные системы, несоизмеримая с ситуацией высылка из страны пятидесяти российских дипломатов в отместку за свои собственные провалы в разведывательной деятельности - все это свидетельствует о недостатке благоразумной политики. Китай, со своей стороны, нарушил правила в случае с разведывательным самолетом. Команду нельзя было столь долго удерживать у себя, Китай забыл учесть последствия в виде общественного мнения американцев. К тому же китайское руководство подогревает националистические чувства среди населения, заложником которых оно постепенно становится и само. У Китая есть проблема, которая заключается в том, чтобы привыкнуть к манерам, свойственным для дипломатии великих держав. Новая американская администрация осознанно обращается с Россией снисходительно. Правительство Путина, наоборот, твердо придерживается своих претензий на великодержавность, которые с учетом слабости России воспринимаются как гротеск.
Расстановка интересов держав говорит, скорее, в пользу сотрудничества, однако политики в настоящее время склоняются к явно близоруким действиям. В результате отношения между Китаем, Россией и США привнесут в развитие политической ситуации в мире обеспокоенность и непредсказуемость.
Перевод: Владимир Синица