Друг Джорджа Буша (George W. Bush) и второй человек в Пентагоне Пол Вульфовиц (Paul Wolfowitz) приехал в Кремль с целой кипой документов, компьютером, статистическими данными, диаграммами, и географическими картами, чтобы попытаться доказать русским, что американский проект создания космического щита, или НПРО, укрепит международную безопасность. "Они нас не убедили", - заявил Александр Яковенко (Alexander Yakovenko), представитель МИДа России. "Все еще неясно, каким образом, можно будет избежать отмены тех договоров в области разоружения, которые действовали в течение 30 лет", - добавил он. Таким образом, визит Вульфовица в Россию завершился просто обменом мнениями между сторонами, или, откровенно говоря, не принес никаких результатов. До этого Вульфовиц побывал во Франции, Великобритании и Германии, Американские дипломаты стараются не замечать провала: "Сам факт проведения подобной встречи воодушевляет", - заметил Стивен Хэдли (Stephen Hadley), представитель совета по национальной безопасности. "В Москве мы обсудили важные вопросы, - добавил Хэдли, - которые вскоре будут затронуты во время саммита между Бушем и Путиным". Оба президента действительно должны встретиться в июле в Генуе, в рамках саммита большой восьмерки, а может быть и раньше.
В других европейских и азиатских столицах, куда Белый Дом направил послов и военных представителей (в Италию приехал помощник госсекретаря Марк Гроссман (Marc Grossman), реакция на идею создания противоракетного щита была осторожной, холодной, возможно скептической, но не враждебно негативной. За одним исключением: Китай ответил "нет", однако не исключил возможность поддержания контактов и проведения переговоров по этому вопросу.
Проект создания противоракетного щита существует уже много лет. Впервые о нем заговорили во времена Рональда Рейгана (Ronald Reagan). В прошлом году, приближаясь к концу своего срока пребывания на посту президента, Билл Клинтон (Bill Clinton) предпочел оставить решение этого вопроса своему преемнику. Буш, сделал НПРО главным пунктом предвыборной программы своей партии. На прошлой неделе он объявил о своем желании как можно скорее приступить к осуществлению программы противоракетной обороны, а также изменить или аннулировать договор по ПРО от 1972 года, запрещающий создание какого-либо космического щита.
Основной целью договора по ПРО было сделать две сверхдержавы более уязвимыми друг перед другом и укрепить, создав равную угрозу для обеих сторон, международную безопасность. Вашингтон утверждает теперь, что мир изменился, что Россия и США не нацеливают более ракеты друг на друга и, что настоящую угрозу представляют собой несколько стран - изгоев, таких как Ирак, Северная Корея или Иран, которые уже очень скоро смогут создать межконтинентальные баллистические ракеты. Отсюда стремление американцев инвестировать 60 миллиардов долларов в создание системы противоракетной обороны, контроль за которой будет возложен на ВВС.
"Ссылка американцев на страны-изгои никого не может убедить", - комментирует Джон Штейнбрунер (John Steinbruner), эксперт по стратегическим вопросам. "С одной стороны потому, что любой, кто пожелает, сможет обойти систему НПРО, тайным образом доставив на территорию США химическую или ядерную бомбу; с другой стороны, потому, что НПРО в любом случае изменит состояние равновесия между США и другими странами, что может привести к новой гонке вооружений".
Перевод: Эльдар Мехтиев.