Внешняя политика новой администрации США президента Джорджа Буша нуждается в "практических корректировках", а внешнеполитические амбиции Европейского союза (ЕС) - это нечто большее, чем стремление к единению. К такому выводу приходят эксперты Международного института стратегических исследований в своем только что опубликованном в Лондоне ежегодном докладе.
Администрация США продемонстрировала "склонность подавать ясные сигналы в одинаковой мере и в адрес конкурентов, и в адрес союзников, что не было типичным для администрации Клинтона (Clinton)", говорится в докладе. "Тем не менее, новая администрация будет вынуждена вносить серьезную корректировку практического характера в свой достаточно не гибкий, если уж не совсем изящный внешнеполитический курс". Это касается, прежде всего, азиатской политики, которая у Буша (Bush) "пока еще не имеет реальных очертаний".
"Недальновидная занятость" ЕС проблемами своих собственных институтов, "позволила лишь менять варианты позиционирования на дипломатическом уровне, которые носят случайный и непредсказуемый характер". "Брюссель же вместо того, чтобы действовать самостоятельно, способен, судя по всему, лишь реагировать на то, что воспринимается как негативные сигналы из США. Такое рефлекторное поведение не только не дает ничего для практического разрешения конфликтов дипломатического характера, но часто даже обостряет их". Вооруженные силы НАТО по-прежнему готовятся так, будто мир, как и прежде, находится в состоянии "холодной войны". Военные расходы, вопреки утверждениям генерального секретаря НАТО лорда Робертсона (Robertson), не уменьшились.
"Ни геополитический образ мышления Буша, ни поведение Европы, ведущей себя как некое островное государство, или просто реагирующей на внешние раздражители, не соответствуют требованиям сегодняшней безопасности", - критикуют ситуацию эксперты института. Вашингтон должен срочно разработать "ясную и всеобъемлющую азиатскую политику".
Буш, в частности, назвал Китай "стратегическим соперником", однако реальной китайской политики США до сих пор так и не существует. В странах Азии, являющихся партнерами США, опасаются, что ориентированный на усиление конфронтации курс Вашингтона может привести к возрождению двусторонней политики. Тем самым, свое значение потеряют такие союзы, как АСЕАН и АТЭС. "Вашингтону можно было бы дать хороший совет, проводить политику, которая обеспечит преимущества прагматиков над ястребами", - говорится в докладе.
"Нет сомнений в том, что США будут обладать возможностями для обороны страны в стратегическом плане", - считают эксперты, ссылаясь при этом на предстоящее развертывание национальной системы противоракетной обороны (НПРО). Однако "масштабы и эффективность НПРО пока еще находятся под большим вопросом". Ни в коем случае нельзя исключать достижения "модуса вивенди" между США и Россией. "Судя по всему, европейские столицы, прежде всего, Лондон и Берлин, начинают постепенно поддерживать американцев в их решимости". Европейцы, если они хотят соучаствовать в разработке "ракетной политики", должны "взять инициативу в диалоге с Вашингтоном в свои руки".
ЕС нужна больше, чем "протестная внешняя политика". Учитывая трудности, возникающие между 15 государствами в ходе процесса объединения, вряд ли можно говорить о "приобретении союзом действенной дипломатической силы, которая бы соответствовала его экономической мощи". "Брюсселю можно было бы дать хороший совет, ставить перед собой более скромные внешнеполитические цели".
В качестве самой большой опасности институт назвал, во-первых, прогрессирующее потепление климата на Земле и, во-вторых, - "пока еще не сформировавшуюся, но, тем не менее, серьезную угрозу, которую несет нескончаемый поток просто беженцев, а также экономических беженцев, перемещающихся из одной страны в другую".
Между прочим, рекомендацию президенту Бушу сформулировать по-новому военную политику Америки в Азии содержало также исследование, подготовленное по поручению военно-воздушных сил США. В докладе, сделанном по результатам исследования научного общества "RAND", предлагается превратить американский остров Гуам в главнейшую региональную военную базу, а также создать новые базы в Омане и во Вьетнаме. Кроме того, в докладе рекомендуется расширить и углубить сотрудничество в рамках двусторонних союзов, существующих в Азии и преследующих цели безопасности. Это должно помочь установить "многогранные партнерские связи" со странами, которые в случае регионального кризиса смогут принимать совместные военные меры. Доклад "США и Азия" подготовлен коллективом во главе ученым Залмэем Хализадом (Zalmay Khalizad), который является у Буша членом Совета национальной безопасности.
Перевод: Владимир Синица