Каменица. Это случилось в прошлом месяце. Утром двое молодых российских военнослужащих беседовали на склоне холма в восточной части Косово, на границе с Сербией, когда один из них заметил необычное движение на другой стороне неширокой, поросшей лесом долины. В мощный бинокль он разглядел бронемашину с крупнокалиберным пулеметом, вокруг которой суетилась небольшая группа людей в свитерах и джинсах. Миротворцы ежедневно наблюдают за боевой подготовкой албанских повстанцев по ту сторону границы, но эта группа, как вспоминал на прошлой неделе на расположенной в нескольких километрах от места происшествия российской базе 28-летний сержант Сергей Богоявленский, "казалось, что-то замышляет". Богоявленский едва успел по радио доложить об обстановке своему командованию, как началась стрельба. "По нам открыли плотный минометный и ружейно-пулеметный огонь. Я лежал лицом к земле, а вокруг меня падали пули. Не было никаких сомнений в том, что целились именно в нас". В тот момент, когда сержант рванулся к бронетранспортеру, чтобы вызвать по радио авиационную поддержку, он заметил, что колесо, за которым он укрывался от обстрела, взорвалось после попадания в него пули. Его другу и соседу по койке, 22-летнему Михаилу Шуйцеву, колхозному пареньку из Центральной России, не повезло. Когда повстанцы начали спускаться с холма, продвигаясь в их направлении, он, прикрывая огнем своего командира, был ранен в голову снайперской пулей. "Что же это? За что?", - были его последние слова. Богоявленский, служивший в Боснии и Хорватии, просто сказал: "Я этого не ожидал. Он был мне как брат". Шуйцев стал первым погибшим в результате прямого нападения миротворцем с момента, когда почти 2 года назад, после бомбардировок натовской авиации, в Косово вошли примерно 40000 военнослужащих из более чем 30 государств мира. Его смерть наступила в результате того, что старший российский командир в Косово назвал " заранее спланированной провокацией" - попыткой вооруженных албанских экстремистов, действующих в сербской Прешевской долине, втянуть военнослужащих из состава международных сил в свою партизанскую войну против сербов.
В своем спартанском кабинете, откуда открывается вид на аэродром столицы Приштина, генерал-майор Владимир Казанцев заявил, что такие нападения повторятся вновь - и скоро - в период, когда сербские силы пытаются вытеснить остающихся экстремистов с сербской территории. Как будто в подтверждение этого прогноза дважды за прошедшую неделю совместные российско-американские патрули в том же самом районе попадали под обстрел в обстоятельствах, весьма схожих с нападением, в результате которого погиб Шуйцев, хотя на этот раз потерь среди миротворцев удалось избежать.
Конфликты в Южной Сербии и - что сегодня более тревожно - в соседней Македонии угрожают изменить неустойчивое равновесие между силами миротворцев и силами участников вооруженного конфликта в Косово. Впервые с момента вмешательства в конфликт сил НАТО цели Запада вступили в прямое противоречие с целями небольшой группы экстремистов, вознамерившихся решить свои политические проблемы путем вооруженного насилия. Риск прямого столкновения возрастает. Опасность угрожает с двух сторон. На юго-восточной границе с Македонией - в ответ на продолжающееся вот уже 2 месяца вооруженное восстание албанских экстремистов против правительственных войск - американские, российские, английские и другие миротворцы в попытке перекрыть коммуникации, по которым осуществляется снабжение повстанцев, усилили пешее патрулирование, укрепили контрольно-пропускные пункты на дорогах и стали более интенсивно осуществлять воздушное наблюдение. Тем самым они стали помехой для пересечения албанцами границы, которая для многих из них просто не существует.
Возросшее присутствие миротворцев в данном районе само по себе повышает риск инцидентов. В прошлом месяце в результате двух разных инцидентов погибли трое английских военных: когда вблизи границы разбился вертолет "Puma" и когда бронемашина наехала на противотанковую мину. Базирующиеся в Македонии повстанцы пока не совершали прямых нападений на миротворцев, однако в ходе нынешнего наступления правительственных войск на повстанцев с задачей вытеснить их обратно в Косово миротворцы из западных стран оказались на путях отхода повстанцев. Чуть северо-восточнее обстановка не менее рискованная. В последние 2 месяца югославская армия потихоньку оккупирует так называемую "наземную зону безопасности", запретную полосу шириной 5 км, которая была создана после бомбардировок Косово и стала убежищем для албанских экстремистов. На этой неделе руководящий совет НАТО, как ожидают, примет решение разрешить сербам войти в последнюю остающуюся незанятой часть зоны безопасности - так называемый Сектор "В", - где, как известно, базируется основная часть сил экстремистов.
Гибель Шуйцева и обстрелы совместных российско-американских патрулей произошли в то время, когда солдаты пытались замаркировать южный периметр этой зоны в ходе подготовки к появлению здесь сербов. Российский генерал Казанцев предупреждает, что ждет неприятностей. Этот ветеран войн в Афганистане и Чечне коротко заявил, что "разумеется" принял меры по защите своих людей, но что их подстерегают множественные опасности. Русские отнюдь не случайно были выбраны албанскими экстремистами в качестве первого объекта для нападения. Местные албанцы в массе своей считают российских военнослужащих настроенными просербски в силу их исторических связей с Белградом, и в умах албанцев насчитывающий 3200 человек российский контингент миротворческих сил связывается с внешней политикой, которая последовательно отражает сербские интересы. Начиная с того времени, когда авиация НАТО, вопреки резким протестам России, начала воздушные налеты, Москва первой стала критиковать НАТО и администрацию ООН за "мягкое отношение" к албанцам. Совсем недавно редакции "The Times" стало известно о том, что Россия на короткое время заблокировала финансирование всеобщих выборов в Косово, которые албанцы хотят провести как можно скорее в качестве первого важного шага на пути к своей независимости. "Честно говоря, албанцы ненавидят русских, - заявил главный редактор умеренной газеты в Приштине. - Американцы все еще считаются освободителями, поэтому (албанцу) куда легче поднять оружие против русского".
В штабе российской 13 тактической группы в заброшенном фабричном здании в 10 км от сербской границы военная карта, закрывающая одну из стен, испещрена значками и пометками, отражающими боевой и численный состав повстанческих формирований, дислокацию выявленных огневых средств и маршруты снабжения повстанцев. Места гибели Шуйцева и английских солдат отмечены крохотными красными значками, изображающими череп со скрещенными костями. Смотря на карту, подполковник Леонид Козан заявил, что, в отличие от кровавого конфликта в Чечне, где русские солдаты гибнут ежедневно, миротворческая операция в Косово предполагалась без жертв. "Все страны хотят, чтобы их солдаты возвратились домой живыми и здоровыми", - сказал он.
Недавно назначенный командовать всеми миротворческими силами в Косово норвежский генерал-лейтенант Торстен Скиякер (Thorstein Skiaker) в интервью признал, что угроза для его войск может возрастать, но, как он считает, главным образом со стороны организованных преступных банд и контрабандистов, "которые не заинтересованы в безопасности". По его словам, политически сознательные албанцы признают, что "мы здесь для их же пользы". Однако он допускает, что в этом регионе обыкновенные бандиты и борцы за свободу не всегда несовместимы. Чтобы избежать нападений на какой-то один национальный контингент, командование сил KFOR прилагает целеустремленные усилия к тому, чтобы всегда выступать единым фронтом. В восточной части Косово российские и американские солдаты стоят плечом к плечу на контрольно-пропускных пунктах, а теперь вот американцы участвуют в совместном с россиянами патрулировании при проведении опасной работы по маркированию границы. "Важно, чтобы албанцы сознавали, что эти приказы исходят от командования KFOR, а не только от нас одних", - сказал 25-летний лейтенант Виталий Сакнов, в то время как американцы останавливали автомашину на одном из крупных контрольно-пропускных пунктов на въезде в буферную зону. В общем и целом албанцы это понимают. Но благосклонное отношение большинства албанцев к KFOR зависит от устойчивого продвижения к политической независимости и "равным правам". В Македонии и Сербии время такого благосклонного отношения уже прошло. Сейчас отступающие под ударами правительственных войск вооруженные албанцы могут попытаться продолжить борьбу на территории Косово. Как слишком поздно понял сержант Шуйцев, их не зря называют экстремистами.
Сокращенный перевод: Виктор Федотов