Берлин, 21 мая 2001 года. От немецкого правительства настоятельно требуют разъяснений в связи с утечкой в средства массовой информации конфиденциальной стенограммы первой беседы канцлера Германии Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder) с президентом США Бушем-младшим (George W. Bush), в ходе которой ее участники обменивались важной информацией по вопросу ливийского терроризма и допускали не предназначенные для чужих ушей высказывания в адрес других государственных деятелей. В министерстве иностранных дел Германии создана оперативная группа для расследования обстоятельств, при которых в немецкие печатные издания попал документ для служебного пользования, подготовленный немецким послом в Вашингтоне после состоявшейся 29 марта с.г. встречи между Шредером и Бушем-младшим. Представители посольства США в Берлине явились в министерство иностранных дел Германии для получения разъяснений; данному инциденту было посвящено несколько встреч и бесед, в том числе в конце прошлой недели состоялся телефонный разговор между заместителем государственного секретаря США Ричардом Армитиджем (Richard Armitage) и заместителем министра иностранных дел Германии Вольфгангом Ишингером (Wolfgang Ischinger).
На встрече в Белом доме, как сказано в протокольной записи, старший помощник г-на Шредера рассказал о своей встрече с ливийским руководителем Муаммаром Каддафи (Moammar Gadhafi), в ходе которой г-н Каддафи признал, что его страна причастна к террористическим актам, включая взрыв американского самолета над местечком Локкерби, Шотландия, и взрыв в берлинском ночном клубе в 80-е годы. Другие конфиденциальные части протокольной записи включают замечание государственного секретаря США Колина Пауэлла (Colin Powell), что палестинский лидер Ясир Арафат (Yasser Arafat) утратил чувство реальности в отношении ситуации на Ближнем Востоке и не пожелал признать свою ответственность за нынешнюю вспышку насилия в регионе. "Это пропащий человек", - сказал, согласно протокольной записи, г-н Пауэлл. Из отчета о встрече явствует также, что два руководителя согласились приостановить финансовую помощь России до тех пор, пока "за границу переводятся огромные денежные суммы".
Эта утечка информации, поставившая в неловкое положение участников встречи, способствует нарастанию напряженности в германо-американских отношениях, которые и без того уже обременены расхождениями в вопросах обороны, особенно из-за планов строительства американского противоракетного щита, и рядом других проблем, от трансатлантических торговых споров до случаев ареста граждан при пересечении государственных границ. Эта вызвавшая ажиотаж стенограмма вполне может поколебать доверие Вашингтона к Германии как к надежному и осмотрительному партнеру, с которым можно вести беседы. Но она также ставит вопросы о дружеских отношениях Берлина с Ливией, если эта страна - как явствует из протокольной записи - стоит за некоторыми из наиболее болезненных террористических актов в истории. В прошлом году министерство иностранных дел Германии воспользовалось помощью г-на Каддафи для того, чтобы освободить немецких заложников, удерживавшихся мусульманскими повстанцами на Филиппинах.
Пресс-атташе министерства иностранных дел Германии Сабина Спарвассер (Sabine Sparwasser) сказала, что США не критиковали Германию за этот инцидент и что Берлин не приносил извинений. "Ущерба для внешней политики не было", - заявила она. Посольство США в Берлине от комментариев воздержалось.
Как явствует из других разделов протокольной записи, опубликованной в понедельник в немецких журналах "Focus" и "Der Spiegel", Шредер и Буш-младший обсуждали также личность российского президента Владимира Путина. Согласно стенограмме, г-н Буш-младший заявил, что США не занимают враждебных позиций в отношении России, но хотят больше узнать о ее политике прежде, чем предоставлять ей новую экономическую помощь. Далее г-н Шредер рассказал, как он ранее в этом году встречал с г-ном Путиным православное Рождество. Как отмечено в стенограмме, он заявил, что г-н Путин "пришел из старого аппарата", но в своем развитии сумел "выйти за его рамки". В протокольную запись вошли также высказывания г-на Шредера о ряде арабских лидеров. Как следует из стенограммы, г-н Шредер сказал, что иорданский король Абдулла II (Abdullah II) является одним из наиболее интеллигентных, но также и наиболее слабых лидеров в регионе. Говоря о сирийском президенте Башаре Ассаде (Bashar al-Assad), г-н Шредер якобы заявил, что тот действительно хочет изменить облик своей страны, но, возможно, находится в сильной зависимости от сирийской элиты. Вспоминая о своих переговорах с членами кабинета министров Сирии, г-н Шредер назвал их "ужасными".
Отрывки из телеграммы (немецкого посла в Вашингтоне - прим. пер.) сначала появились в прошлый вторник, когда немецкая ежедневная газета "Frankfurter Allgemeine Zeitung" процитировала слова о том, что г-н Каддафи якобы признал вину за взрыв ночного клуба и авиалайнера. Михаэль Штайнер (Michael Steiner), помощник г-на Шредера, скорее всего, будет вызван в берлинский суд, расследующий дело о взрыве в 1986 году берлинской дискотеки, которая в то время была популярна у американских солдат. Немецкому послу в Вашингтоне Юргену Хробогу (Juergen Chrobog), возможно, также придется свидетельствовать в суде. Г-н Штайнер публично отрицал, что в записях, сделанных г-ном Хробогом, есть место, где ливийский лидер признает свою причастность к взрывам дискотеки и самолета. Он сказал, что в ходе его встречи с г-ном Каддафи арабский лидер просто признал, что в прошлом имел отношение к террористическим актам, и "зарекся" продолжать эту практику в будущем. В то же время г-н Штайнер сообщил, что он читал и визировал отчет немецкого посла в Вашингтоне о встрече г-на Шредера с г-ном Бушем-младшим до того, как его содержание просочилось в средства массовой информации, вызвав последнее по времени обострение трансатлантических отношений.
Перевод: Виктор Федотов