Федеральный центр внешнеэкономической информации ФРГ сделал анализ экономической ситуации в России. Авторы документа упрекают Кремль в "медлительности" в решении стоящих перед экономикой проблем. "Сравнительно благоприятные рамочные экономические условия, как и прежде, слабо используются для проведения срочно необходимых структурных реформ", говорится в докладе.
Когда министр экономического развития России Герман Греф пытается найти ответ на извечный российский вопрос "Что делать?", перечислению мер, которые он предлагает, кажется, нет ни конца, ни края. Затем в этом словоизвержении сделавшего шоловокружительную карьеру этнического немца ясно улавливаешь один рефрен - "реформа": правовая реформа, банковская реформа, земельная реформа, налоговая реформа, пенсионная реформа, реформа здравоохранения, реформирование естественных монополий, барабанит он. Однако, спустя более чем год после прихода к власти президента Владимира Путина и его правительственной команды, говорить об успешной реформаторской политике в России вряд ли приходится. Кремль за его "медлительность" в решении проблем упрекает в своем последнем докладе, в котором дается экономический анализ, не только Федеральный центр внешнеэкономической информации. Приговор авторов документа звучит так: "Сравнительно благоприятные рамочные экономические условия, как и прежде, почти не используются для проведения срочно необходимых структурных изменений". Действительно, первый год президента Путина был годом упущенных возможностей.
Глава Кремля, конечно, мог бы сослаться на экономический рост, составляющий 8,3%, на бездефицитный бюджет при условии высоких цен на нефть и на положительное сальдо в торговле в размере 46 млрд. долларов США. Однако, эти замечательные цифры не были использованы для устранения недостатков в области структурных преобразований. Кредиты путинской экономической политики выглядят скудными. В частности, появился налоговый кодекс, который одарил россиян самым низким в мире размером налога на доходы в размере 13%, сделана попытка привести российское законодательство в соответствие с требования ВТО.
Список того, что необходимо сделать, несравнимо длиннее. Появились, конечно, единые таможенные тарифы, однако ужесточение таможенного режима тут же свело на нет этот положительный шаг. О реформах банковской системы не может быть и речи, проведение пенсионной реформы и реформы здравоохранения перенесено на после дождичка в четверг.
Главная цель правительства находится где-то между тем, что надо, и тем, что есть. Она заключается в том, чтобы заставить сбросить вес неповоротливые предприятия-монополисты. В частности, солидно звучит последнее правительственное решение о преобразовании министерства путей сообщений в акционерное общество. Однако, появятся ли в связи с этим инвестиции и станет ли поведение ведомства в финансовой сфере более прозрачным, специалисты на этот счет сомневаются. Реструктуризация энергетического монополиста "Единые энергетические системы", на проведение которой правительство дало свое благословение, тоже выглядит заманчивой мерой лишь на первый взгляд. Критики, такие, как советник Путина по экономическим вопросам Андрей Илларионов, опасаются, что от реализации проекта выгадают только менеджеры от энергетики. Государство усиливает свое влияние, рынок электричества не становится либеральнее, о здоровой конкуренции в интересах потребителей не может быть никакой речи. К реформированию третьего крупнейшего объекта в сфере естественных монополий - газового гиганта Газпром - пока еще даже не приступали.
В то время, как правительство все в большей мере становится заложником компромиссов, экономика теряет темпы своего развития. В этом году экономический рост составит только около трех процентов. В то же время угрожающие размеры приобьретае инфляция. Неудивительно, что среди иностранных инвесторов ширятся настроения скептицизма. "Мы уже не один год слышим обещания устранить препятствия на пути инвестиций, однако сделано для этого, в высшей мере недостаточно", - посетовал один из специалистов в области экономики после того, как провалился "пилотный проект", о котором немало говорил канцлер Герхард Шредер (Gerhard Schroeder). Проектом предусматривалась передача немецким предприятиям акций российских фирм в обмен на зарубежные долги.
Лакмусовой бумажкой для определения способности России проводить реформы мог бы стать ответ на вопрос, будет ли сначала страна открытой для свободной торговли. "Инвесторы боятся вкладывать деньги в объекты, расположенные на земле, которая никому не принадлежит",- говорит Путин. Немецкая компания "Икеа" могла бы могла бы много порассказать по этому поводу. Концерн строил мебельный центр в северной части Москвы, а участок земли, между тем, был взят в аренду только на срок 49 лет. Правительство, конечно, работает над законом, который позволит провести земельную реформу. Однако под давлением аграрного лобби положение о возможности купли-продажи сельскохозяйственных земель, а это львиная доля используемой земли, было из проекта документа вычеркнуто.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): Налоговое законодательство слишком усложнено
"Задача создания благоприятного инвестиционного климата и поддержка воспитания экономической культуры - самый серьезный вызов России, на который она должна дать ответ", - пишет генеральный секретарь ОЭСР Дональд Джонстон(Donald Johnston) в предисловии к исследованию "Инвестиционная обстановка в Российской Федерации: законы, нормы и институты". Презентация этого документа состоялась вчера в Берлине.
Исходным пунктом для анализа является недостаток инвестиционной привлекательности России. Согласно статистике ОЭСР, доля прямых иностранных инвестиций составляла в период с 1992 по 1999 годы всего лишь один процент годового валового внутреннего продукта в то время, как в таких странах, как Польша и Румыния, она достигает четырех и более процентов. И это при том, что потребность российской экономики в капитале просто огромна, поскольку 70% основного капитала до сих пор приходится на оборудование советского происхождения. Средняя производительность составляет 24% от уровня производительности в США, валовой внутренний продукт уменьшился с 1992 года более чем на 40%.
Для того, чтобы осваивать экономический потенциал страны с помощью иностранного капитала, экономисты ОЭСР рекомендуют принять ряд конкретных мер. Путем улучшения подготовки и оснащения органов юстиции повысить уровень защиты прав собственников и договорных прав, а также улучшить качество производства дел в сфере гражданского права. Кроме того, должна быть проведена реструктуризация взаимозависимых отраслей экономики, таких, как транспортировка нефти и газа, снабжение электроэнергией и теплом, а также транспорт, при максимальном использовании принципа соревновательности и учета интересов иностранных инвесторов. В области налогового законодательства должны быть упрощены сложный порядок исчислений и отправная основа для исчисления налога на прибыль, должны быть введены международные стандарты отчетности (IAS). При реформировании банковской системы большее внимание должно быть уделено ранее игнорировавшимся потребностям малых и средних фирм.
Перевод: Владимир Синица