Вашингтон, 22 мая 2001 года. Начальник штаба сухопутных войск США генерал Эрик Шинсеки (Eric K. Shinseki) привык к тому, что гражданские руководители министерства обороны без проволочек его принимают, чтобы выслушать. Но, когда ранее в этом году г-н Шинсеки попросил об аудиенции недавно приступившего к исполнению обязанностей министра обороны США Дональда Рамсфельда (Donald H. Rumsfeld), чтобы обсудить одну из наиболее животрепещущих проблем армии - сейчас в армии осуществляются широкие реформы - ему было сказано, что придется подождать. И г-н Шинсеки стал ждать. По словам помощников, он все еще ожидает, когда министр обороны соизволит его принять.
Г-н Рамсфельд подал всем предельно ясный знак. "Я намерен руководить министерством по собственному графику, исходя из личных пожеланий", - вот что он хотел этим сказать. С момента, когда он во второй раз встал во главе министерства обороны, г-н Рамсфельд вновь и вновь демонстрирует, что не позволит протоколу или личным чувствам помешать его решимости реформировать одну из самых неподатливых в мире бюрократических организаций. Г-н Рамсфельд раздражает генералов, сердит американский конгресс и даже сумел унизить нескольких натовских министров, когда он и его ближайшие советники начали вырабатывать более ястребиную военную политику и уточнять планы превращения известного своей несговорчивостью ведомства в более деловитую организацию. Г-н Рамсфельд пришел в Пентагон после того, как сделал успешную карьеру в ряде направлений на государственном, общественном и коммерческом поприще: летчика-истребителя ВМС, четырехкратного конгрессмена от штата Иллинойс, начальника канцелярии Белого дома, министра обороны в середине 70-х годов и исполнительного директора корпорации. Сейчас ему поручили один из ключевых пунктов повестки дня президента Буша-младшего (George W. Bush), которая начинается с предложения создать национальную систему противоракетной обороны - его просят пересмотреть стратегию для американских ядерных и обычных вооруженных сил.
Г-н Рамсфельд уже показал, что они с президентом имеют единое мнение по многим, если не по всем, важным вопросам национальной безопасности. Но даже некоторые республиканцы спрашивают, не может ли так случиться, что в своей непреклонной решимости идти собственной дорогой министр обороны оттолкнет от себя некоторые из пользующихся большим влиянием объединений избирателей, которые ему еще потребуются для успеха его реформ.
Глава консервативного аналитического Центра изучения политики в области безопасности Фрэнк Гаффни (Frank Gaffney) восторженно приветствует дебют г-на Рамсфельда. Однако и он заявляет, что "удивлен, что не было приложено больше усилий с тем, чтобы подключить больше людей" к затеянным г-ном Рамсфельдом крупномасштабным исследованиям. Пентагону необходимо заручиться поддержкой, говорит он, поскольку люди в конгрессе и в видах вооруженных сил "имеют возможность провалить любые инициативы министра обороны". Некоторые задаются вопросом, достаточно ли у 68-летнего г-на Рамсфельда желания, чтобы исполнять протокольные обязанности, которые играют центральную, пусть даже и утомительную, роль в его положении. Г-н Рамсфельд отказался участвовать в актовом дне военной академии США 2 июня, так как, по словам представителя министерства обороны по связям с общественностью, "он не особенно любит речи". Когда его спросили, не является ли посещение мероприятий такого рода обязательным для министра обороны, пресс-атташе Пентагона контр-адмирал Крейг Квигли (Craig Quigley) ответил: "Только не в этом году".
Проблемы реформирования вооруженных сил и изменения сложившейся в Пентагоне практики закупки оружия и военной техники оказались непреодолимыми препятствиями для многих министров обороны США. В начальный период правления администрации Клинтона (Clinton) министр обороны Лес Эспин (Les Aspin) предложил поменять военную стратегию, которая требовала от США быть способными вести две крупные региональные войны одновременно. Но он натолкнулся на немедленное противодействие и был вынужден отступиться. В 1997 году министр обороны США Уильям Коэн (William S. Cohen) осуществил серьезный пересмотр военной стратегии, но при этом встретился с мощным давлением со стороны конгресса и видов вооруженных сил. Дело кончилось тем, что он предложил план, который по сути своей сохранил статус-кво.
Подход г-на Рамсфельда (к проблеме пересмотра стратегии - прим. пер.) основывается на его убеждении, что для начала следует самому определиться, в каком направлении необходимо двигаться. Он - как и многие специалисты по вопросам обороны - считает, что конгресс, виды вооруженных сил и производители вооружений нередко подрывают усилия по реформированию, чтобы защитить собственные интересы. Г-н Рамсфельд, говорят его соратники, убежден, что конгресс в особенности наносит вред Пентагону своим вмешательством в управленческий процесс на микроуровне и проталкиванием заказов на вооружения, которые не нужны видам вооруженных сил.
Памятуя об этом, нынешний министр обороны США распорядился создать целую серию комиссий, но ограничил доступ к их работе представителей конгресса, офицерского корпуса и промышленности. И он ограничил круг лиц, которых принимает в своем кабинете. Он стремится свести к минимуму контакты между военными и конгрессменами, требуя в каждом конкретном случае уведомления и получения разрешения на встречи такого рода.
На Капитолийском холме и в видах вооруженных сил всполошились. Высшему командному составу не по душе, что их держат в неведении, когда, например, г-н Рамсфельд поручает 79-летнему специалисту по военной стратегии Эндрю Маршаллу (Andrew Marshall) подготовить доклад с изложением концептуальной основы новой военной стратегии США. В трудах г-на Маршалла, посвященных будущим высокотехнологичным войнам, проявляется его способность к провидению, которая заслужила восхищение целого поколения военных реформаторов. Но командующих видами вооруженных сил страшит его точка зрения, что в будущих скоротечных военных конфликтах на удаленных театрах войны многочисленные тяжеловооруженные сухопутные войска, крупные корабли и другие ныне используемые системы оружия будут играть менее важную роль.
Высокопоставленным военным руководителям приходится "просить со шляпой в руке", чтобы им позволили высказать свое мнение по вопросам такого рода, заявил конгрессмен Рэнди (Дьюк) Каннингхэм (Randy "Duke" Cunningham), республиканец от штата Сан-Диего, член комиссии палаты представителей по делам вооруженных сил и морской летчик времен войны во Вьетнаме. Г-н Каннингхэм заявляет, что "его совсем не устраивает" подход, который, как он опасается, отдает приоритет в принятии решений интеллектуалам от обороны, не знакомым с особенностями реальной войны. Он сказал г-ну Рамсфельду: "Если Ваши предпосылки ложны, то как Вы думаете, какими будут ваши выводы?"
Помощники г-на Рамсфельда настаивают, что он доступен людям, работая по 75 часов в неделю, притом имея всего шестерых заместителей, официально утвержденных конгрессом. Слухи о том, что он не желает ни с кем делиться информацией, "просто не соответствуют действительности", утверждает г-н Квигли. Некоторые высшие военные чины подтверждают, что в последнее время г-н Рамсфельд стал более доступным для них. Но при всем при том некоторые офицеры продолжают считать, что г-н Рамсфельд держит как людей в погонах, так и гражданских служащих Пентагона на дистанции. Некоторые говорят о его "властной манере общения", другие считают, что он просто чувствует себя не совсем уверенно, общаясь с военными.
Отмечается, что пока г-н Рамсфельд крайне редко посещает воинские части. Он не совершил традиционных для каждого министра обороны США поездок, например, в демилитаризованную зону между Северной и Южной Кореей, которую за последние полвека патрулировали десятки тысяч американских солдат. Г-н Рамсфельд как-то признался, что его изводит постоянное давление с целью заставить его встречаться с иностранными руководителями. Он попытался отказаться от некоторых встреч или перепоручить их другим, но в результате, по сообщениям из дипломатических источников, даже некоторым министрам стран НАТО было сказано, что г-н Рамсфельд слишком занят, чтобы их принять. Специалисты по проблемам обороны говорят, что отказ от личных контактов чреват осложнениями. Нередко межличностные отношения играют решающую роль, когда, в случае кризиса, американские руководители обращаются за помощью к министрам союзных государств, прося оказать США военную поддержку или предоставить американским самолетам право пролета над их территорией (что скорее всего будет непопулярным у них дома).
Нынешний дебют г-на Рамсфельда на посту министра обороны заставил поволноваться не только американских военных, но также и некоторых членов конгресса США. Многим из них было неоднократно отказано в праве узнать больше о характере и направленности проводимого под эгидой г-на Рамсфельда исследования в области военной политики и стратегии. Например, в прошлом месяце члены подкомитета по ассигнованиям на оборону палаты представителей американского конгресса пригласили г-на Рамсфельда на завтрак, где умоляли его поделиться с ними его планами. По словам одного из помощников, г-н Рамсфельд вел себя дружелюбно, но "не дал никаких обещаний". Как утверждают источники в конгрессе США, лидер сенатского большинства Трент Лотт (Trent Lott), республиканец от штата Миссисипи, задержал несколько назначений на руководящие посты в Пентагоне специально для того, чтобы послать г-ну Рамсфельду сигнал, что тому нужно посвятить конгресс в свои планы.
Конгресс все более озабочен тем, что Пентагон тянет с предоставлением информации для подготовки очередного бюджета. Обыкновенно подробные данные для формирования бюджета поступают от Пентагона не позднее марта месяца, а в этом году данные по бюджету на 2002 финансовый году могут не поступить до июля. Некоторые законодатели опасаются, что г-н Рамсфельд, быть может, считает, что, задерживая предоставление данных, может вынудить конгресс утвердить бюджетную заявку министерства обороны без длительных дебатов и поправок. Однако законодатели заявляют, что полны решимости внести все необходимые изменения в проект бюджета.
По мнению некоторых обозревателей, первые сражения с другими представителями администрации Буша-младшего за признание своих планов реформ и за перестройку своего ведомства г-н Рамсфельд провел с переменным успехом. Он проиграл в споре с чиновниками, ответственными за бюджет, когда попросил существенно увеличить ассигнования своему ведомству в текущем финансовом году. И, хотя обстоятельства пока еще не прояснились, некоторые обозреватели считают, что распоряжение г-на Рамсфельда о прекращении всяких контактов с Китаем по военной линии отменено Белым домом. "В этих двух случаях администрация довольно-таки жестко осадила г-на Рамсфельда", - заявляет главный редактор журнала "Weekly Standard" Уильям Кристол (William Kristol), который был главой аппарата вице-президента Дэна Куэйла (Dan Quayle).
Однако в битве идей внутри администрации г-н Рамсфельд, как кажется, выглядит неплохо. Президент Буш-младший и министр обороны Рамсфельд единодушны в вопросе о противоракетной обороне. Выступая на публике, г-н Буш-младший дал понять, что согласен со своим министром обороны в вопросе о желательности разработки и скорейшего развертывания амбициозного широкомасштабного противоракетного щита, даже если система не будет способна перехватить все летящие в направлении США ядерные боеголовки ракет. И по другим ключевым вопросам, которые сегодня дебатируются в команде Буша-младшего по национальной безопасности, точка зрения г-на Рамсфельда может получить одобрение. Например, как утверждает исследователь американского Брукингского института и бывший сотрудник Совета национальной безопасности США Иво Даалдер (Ivo Daalder), г-н Буш-младший, очевидно, еще не решил, согласиться ли ему на предложение г-на Рамсфельда и других вооружить иракскую оппозицию президенту Саддаму Хуссейну (Saddam Hussein), а также стоит ли ему поддержать ястребиные взгляды г-на Рамсфельда на Китай. Поэтому, хотя, быть может, еще слишком рано делать окончательные выводы о степени влияния г-на Рамсфельда, "по некоторым вопросам он явно выиграл", а по другим "все еще имеет шансы на выигрыш", говорит г-н Даалдер. Он отмечает, что г-н Рамсфельд "безусловно является игроком".
Перевод: Виктор Федотов